Основные причины недовольства выпускников курсов и мини-исследование культуры фидбеков в Харькове.

Ваш отзыв очень важен для нас. Смешно звучит? А вот команде СуХаРей — не очень. Потому что за полгода работы подтвержденных фидбеков у нас на сайте, мы поняли кое-что очень важное: у нас нет культуры обратной связи, и говорить в лицо и напрямую, когда что-то не понравилось, не принято.

Выходит, что экосистема фидбеков в Харькове не сильно развита. То есть администраторы и владельцы школ редко задают вопросы: «как тебе учеба?» и «как тебе работается с нашим выпускником?». Люди остаются недовольными после курсов, но не видят смысла проговаривать проблемы. Они молча разочаровываются в неформальном образовании и перестают пробовать. Иногда после неудачного обучения они делают вывод, что «это не мое», и перестают развиваться. А школы так и не узнают, в чем проблема и как нужно меняться.  

Традиция отзыва и конструктивной критики. Комментарий психолога

Мы спросили у психолога и члена Украинского союза психотерапевтов Елены Богомоловой, почему люди неохотно оставляют отзывы, особенно негативные. Оказалось: все дело в эмоциях и отсутствии привычки.

«Мне кажется, что у нас вообще нет традиции давать обратную связь. Люди пишут отзывы либо после  толчка (например, по просьбе), либо от очень сильных эмоций. Вот если человек сильно обиделся, разочаровался или, наоборот, получил намного больше, чем ожидал, то фидбек не заставит себя ждать. Только в этом случае он, скорее всего, будет неконструктивным.

«Люди не оставляют фидбеки, потому что нет такой привычки, им лень или они не хотят портить впечатление о себе. Тем более, что просьбы курсов оставить отзыв часто звучат как  “Ну же, похвалите нас”».

Чтобы получить полезную обратную связь, психолог советует задавать конкретные вопросы: «Если нужен конструктивный фидбек, нужно не просто просить написать отзыв, а спрашивать, достаточно ли было информации на занятии, как лучше распределять время и тому подобное».

Когда человек не видит пользы, то он и не будет давать обратную связь. Поэтому показывайте, что благодаря отзывам может что-то поменяться. Так люди будут делиться своим мнением охотнее.

Кроме того, по словам Елены, можно собирать информацию анонимно, чтобы человек не боялся показаться «плохим».

 

Истории боли и разочарований от обучения на курсах

Большинство отзывов на СуХаРях — положительные, то есть все пятерки или есть одна четверка, а две другие оценки – пятерки.  Нейтральные отзывы с четверками и тройками появляются к тем курсам, которые в целом хороши, но есть недочеты. Выпускница курса по UX-дизайну в MasterCode пишет о структурированной и насыщенной программе курса, но также указывает на недочет — незапланированное увеличение длительности курса. Как вам такой пример конструктивного фидбека?

А студент курса по ІТ-маркетингу в Source IT отметил дружественную атмосферу во время занятий и хорошую работу преподавателя, но также указал на нехватку материала по SMM.


Негативных отзывов на СуХаРях меньше всего. А на вопрос о разочарованиях во время обучения мы получили 14 ответов.

 

Выпускники разных школ писали, что им не хватало практики на курсе, о безответственности преподавателя и бездейственности менеджеров курса.

 

От нескольких историй потекла слеза.

 

История о легкодоступном сертификате

Настя

Я училась на курсах по FrontEnd. Наш преподаватель часто переносил или отменял занятия по личным причинам. Когда мы просили скинуть обещанные видеозаписи с урока, он постоянно тянул или вовсе ничего не скидывал. Менеджеры ничего с этим не делали. В итоге курс затянулся, а мне нужно было уехать. Чтобы сдать итоговый проект и получить сертификат, я попросила преподавателя перенести финальное оценивание для меня. Он разрешил, но когда я приехала и написала ему через пару месяцев, он не ответил. Оказалось, что у ещё одной девочки с курса была точно такая же ситуация. В итоге мы просто пошли в офис школы и сказали, что нам нужны сертификаты, а преподаватель не отвечает. Менеджер извинилась и выдала сертификаты без выполненной итоговой работы.

Преподаватель взял и уехал

АндрейАндрей

Три-четыре года назад я учился на курсе Java Core. Это были новые курсы, и преподавал нам сам основатель школы — Иван Головач (тот, про которого писали как про мошенника). У него был авторский материал, но иногда бывало, что он по нескольку раз повторял одно и то же или перескакивал с темы на тему. Из-за революции и войны под конец курса он уехал в другую страну. Занятия продолжил вести по скайпу. Когда он уезжал, обещал отвечать на вопросы, но по факту сразу отключался после урока. Обратную связь он ни разу не просил. После этих курсов я проходил еще несколько.

 

 Практику давай!

Рома из блога редакторки

За четыре месяца обучения на курсах по программированию я так и не сделал ни одной web-странички. Ментором для меня стала сестра, которая уже работала в ІТ. Я читал книги, проходил бесплатные уроки и самостоятельно практиковался. Сестра направляла и указывала на ошибки. Благодаря этому я вошёл в ІТ, хотя раньше работал в сфере общественного питания.

 

 

И наконец-то, топ-7 самых распространенных проблем харьковских курсов по версии опрошенных пользователей СуХаРей

  1. Обещали много, но не выполнили учебную программу вовсе
  2. Неудовлетворительная организация и проведение занятий
  3. Отсутствие обратной связи: на просьбы учащихся не реагировали
  4. Сертификат об окончании дали даже тем, кто не ходил
  5. Преподаватель со слабыми преподавательскими навыками
  6. Отсутствие обратной связи: организаторы не следили за учебным процессом, «забили» на то, как он проходит
  7. Знания, полученные на курсе, оказались оторванными от реальности

СуХаРи проводят ревизии обучающих курсов по чек-листу Манифеста хорошей школы.

Вместо концовки

Что не так и с какими курсами, может, не так важно. Взаимопонимание — вот для чего готовилась эта статья. Если у вас проснулось желание поделиться причиной разочарования в курсах, велкам. Пишите отзыв к курсу на СуХаРях и заполняйте анкету. Мы будем исследовать эту тему дальше.

А еще тему хороших курсов мы обсуждаем в группе в Фейсбуке. Заходите посмотреть, что мы понимаем под хорошим курсом.

Авторки: Світлана Охович, Анна Сергиенко

 

Ну что? Появилось непреодолимое желание написать отзыв к курсу? Не сдерживайте недовольство от недоработанности программы или плохой организации процесса обучения. Или, наоборот, поделитесь своими хорошими впечатлениями. Любой отзыв важен, так как он формирует рейтинг курса и помогает другим с выбором.

 

Рекомендуем прочитать:

Тактика преподавания: какой ты учитель?

Громадські слухання: Маніфест хорошої школи 

8 мобильных приложений для развития личного бренда

Инфографика-концентрат. Как выбрать курс

 

2