Зачем что-то знать о теориях обучения? Если учитель не задумывается, какой результат ему нужен и какой инструмент этот результат даст, он оставляет прогресс своего ученика на волю случая.


Разбираемся в теории и инструментах с СуХаРями. Начнем с главных вопросов:

  • Как проходит процесс обучения?
  • Какие факторы на него влияют?
  • Как работает запоминание?
  • Как происходит передача знаний?

 

И конечно, на чем строится стратегия? На адаптации под реалии? Или же на научных правилах и принципах?

СуХаРи собрали все самое важное о теориях обучения, которые основаны на живом опыте. Скорее всего, вы уже используете приемы какой-то из них. А тест ниже позволит определить, какой именно подход близок вам по духу.

Читай больше о своем результате в наших справках внизу.  Для описания теорий использовали около 10 источников. Если тебя не страшит погрязнуть в теории, смело открывай все ссылки внизу статьи.

Бихевиоризм

(от англ. behavior – поведение)

Б.Ф. Скиннер, И. Павлов, Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон

Концепция

Главная идея бихевиоризма: поведение учащегося  — управляемый процесс. То есть, желательное поведение должно поощряться. А чтобы вызвать желательное поведение, необходимо подобрать нужные стимулы. И для этого не нужно углубляться в психологические состояния учеников.

 

Роль учителя

  • Предоставляет информацию, проверяет, как ее поняли и запомнили студенты.
  • Формирует поведение ребенка с помощью положительного / отрицательного подкрепления: оценки, бонусы, рейтинг.

 

Роль учеников

Пассивны, просто реагируют на раздражители.

 

Практические методы

  • Упражнения на запоминание
  • Повторение
  • Начисление бонусных баллов
  • Устная похвала

К сожалению, учеба по бихевиоризму не готовит студента к решению нетипичных проблем и не стимулирует творческое мышление. Учащиеся делают то, что им говорят и не берут на себя инициативу, чтобы изменить или улучшить ситуацию. По факту, обучение сводится к тому, чтобы вспомнить основные факты, автоматически ответить на вопрос или выполнить задачу.

 

Когнитивизм

(лат. cognitio «познание»)

Л.Выготский, Ж.Пиаже, Р. Ганье

Когнитивизм пришел на смену бихевиоризму в 1960 году. Суть концепции в том, что люди не просто реагируют на стимулы, но еще и обрабатывают полученную информацию. Учителю критично важно знать особенности памяти, мышления, умственных процессов.  Без понимания что и как происходит в голове у студента нельзя достичь хороших результатов.

 

Роль учителя

  • Активно вовлечь учеников в процесс
  • Структурировать информацию, чтобы ее можно было легко обработать
  • Создать комфортную атмосферу, в которой ученики свяжут новый материал с уже полученным
  • Организовать практические занятия с обратной связью. Так новая информация запомнится надолго
  • Адаптировать информацию в удобный для ученика вид, основываясь на его возрасте и текущих знаниях.

 

Роль учеников

  • Запомнить информацию и применить ее на практике в будущем
  • Активно участвовать в процессе, а не просто получать информацию
  • Выводить новые идеи и понятия, основываясь на накопленном опыте. 

 

Практические методы

  • Структурирование информации
  • Обсуждения
  • Применение аналогий, ассоциаций
  • Визуализация
  • Применение реальных жизненных ситуаций

 

 

Конструктивизм

(от лат. constructivus — связанный со построением, конструированием).

Д.Дьюи, Д.Брунер, Л.Выготский, С.Пайперт

Конструктивизм основан на мысли, что все мы строим собственную точку зрения на мир, основанную на индивидуальном опыте и навыках. Знание строится учеником, и поскольку каждый человек имеет различный набор переживаний и восприятий, обучение уникально и различно для каждого человека. Эта теория используется, чтобы сосредоточиться на подготовке людей к решению проблем.

 

Роль учителя

  • Создать условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся
  • Поощрить учащихся к анализу, интерпретации и прогнозированию информации
  • Использовать примеры из реальной окружающей жизни учащихся.

 

Роль ученика

  • Самостоятельно выстроить новые идеи и концепции на основании текущих знаний
  • Стать полноценным участником образовательного процесса и разделить с учителем ответственность за его результат.

 

Практические методы

  • Исследовательские проекты
  • Обучение на основании реальных жизненных проблем
  • Брейшнторминг
  • Групповая работа
  • Case Studies.

 

Гуманизм

(от лат. humanitas — «человечность»)

А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь

Гуманизм возник в 1960-х годах и фокусировался на человеческой свободе, достоинстве и потенциале. Этот педагогический подход рассматривает обучение, как процесс реализации своего потенциала.

Обучение не самоцель, а средство для продвижения к вершине саморазвития, которое Маслоу подразумевает как «самоактуализацию». Внешние награды — это награды от внешнего мира вроде похвалы, денег или оценок. А внутренние награды — это скорее удовлетворение потребностей. Бихевиоризм предполагает награду от учителя, а гуманизм — награду от самого себя.

 

Роль учителя

  • Учитель  — это фасилитатор и организатор, который побуждает учеников использовать собственную стратегию обучения для самосовершенствования
  • Создать доверительную атмосферу
  • Связать учебную деятельности с фактическим жизненным опытом, чтобы показать ученикам  важность жизненных навыков.

 

Роль ученика

  • Активно участвовать в учебных мероприятиях
  • Самостоятельно определить учебную стратегию, выбрать материалы и способ обучения
  • Взять на себя ответственность за сделанный выбор.

 

Практические методы

  • Индивидуальное обучение
  • Сессии фасилитации
  • Обсуждения
  • Брейншторминг
  • Применение реальных жизненных ситуаций
  • Наблюдение за другими участниками процесса.

 

По материалам:

http://www.garysturt.free-online.co.uk/human.htm

http://testolog.narod.ru/Other13.html

https://studme.org/1128112017855/pedagogika/biheviorizm_kak_pedagogicheskaya_kontseptsiya

http://thepeakperformancecenter.com/educational-learning/learning/theories/

http://innovativelearning.com/educational_psychology/cognitivism/index.htm

http://lrs.ed.uiuc.edu/students/jhaberkorn/edpsy399ol/l11q4.html

http://www.ryerson.ca/~glassman/cognitiv.html

http://www.academia.edu/9332688/Comparing_Learning_Theories_Behaviorism_Cognitivism_Constructivism_and_Humanistic_Learning_Theories_Comparison_Among_L._Theories

 

Авторка: Наталия Винограденко

 

Рекомендуем почитать:

Заработок репетитора: как создать бизнес на дополнительном образовании детей и взрослых

На межі дисциплін: курси, професії, тенденції

Нові педагогічні професії у світі

1