На встрече СуХаРи Club Наталия Таран разбиралась с тем, почему мы часто принимаем не те решения и рассказала о факторах, которые влияют на их принятие.

 

Наталья Таран, организационный консультант в компании BI-vers, преподаватель Karazin Business School. Имеет более 15 лет практического управленческого опыта в сферах бизнеса и ТОП-менеджменте, автор мастер-классов, тренингов и программ развития управленческих компетенций.

 

По словам Натальи, мышление — это способность генерировать решения, а решительность — способность воплощать их в жизнь. В основе решительности лежит наш опыт и воля. Мы принимаем решения на основе логики или на основе чувств. Кого-то больше интересует каким образом на его решение отреагируют люди, не будут ли задеты их чувства, а другого больше интересует то, какие результаты он получит, принимая то либо иное решение. Чтобы наше решение было действенным, есть логичная схема: сначала мы принимаем решение, потом убеждаемся в его правильности, организовываем исполнение и управляем им. Но уже на первом этапе есть факторы, которые мешают принятию решения или искажают его: это и стресс, и прокрастинация, недоверие к интуиции или наоборот чрезмерная интуитивность, слишком широкий спектр или узкие рамки, влияние других людей, когнитивных искажений, псевдологических манипуляций и недостаток навыка решения жизненных задач и генерации идей.

Принципы влияния

Есть вещи, которые «отодвигают» критическое мышление. Это влияние приводит к тому, что мы будем делать то, что хотят от нас другие люди. 

  • Приверженность и последовательность.

Если мы уже сделали один шаг, то склонны к тому, чтобы сделать второй. 

«Мы склонны продолжать делать то, что начали даже если нам это не нравится. Ведь мы не любим признавать себя глупцами. Как это использовать? Добиваться цели маленькими шагами», — советует Наталья.

  • Принцип взаимного обмена.

«Мы все не любим быть должными. Если нам что-то дали, то мы склонны это вернуть».

  • Принцип дефицита.

К примеру, ограничение по времени или ограничение на акционные товары.

  • Авторитет.

Это цитирование авторитетных людей.

  • Симпатия.
  • Социальное доказательство.

Когнитивные искажения и псевдологические ситуации

Нами управляет быстрое мышление. Мы все равно хотим сделать выбор, нам не хочется думать долго. Сложные вопросы зачастую мы заменяем на простые. Это происходит быстро и подсознательно. Все прошедшие события мы воспринимаем в связи с тем как они завершились. Мы мыслим категориями. Потому что это позволяет структурировать информацию и обрабатывать ее. Но это вызывает проблемы. Мы недооцениваем вещи, которые находятся в одной категории. А людей из одной категории представляем одинаковыми. Мы не можем каждый раз включать мозг на полную катушку и оценивать все, что происходит вокруг. В большинстве случаев мы работаем на автомате. Критическое мышление не позволяет указанным принципам руководить нами как марионетками.

«Критическое мышление — это мышление про мышление. Это когда мы думаем про то, как мы думаем и оцениваем процессы, которые происходят у нас в голове, когда мы принимаем решение или оцениваем ситуацию» 

К псевдологическим ситуациям относится смена контекста, сверхобобщения, несоразмерная аналогия, обесценивание аргументов, к примеру, «у тебя нет соответствующего образования, опыта», псевдоперефразирование( особенно в конфликтных ситуациях). Не попадаться на псевдологические манипуляции помогает знание законов логики.

Оценка вероятности

Мы плохо считаем вероятности и полезности. А полезность мы всегда сравниваем. О том, что мы не умеем оценивать вероятность свидетельствует процветание игорного бизнеса. Почему мы оцениваем ситуацию неправильно? Все просто: человек желает чуда и верит в то, что это произойдет.

Чтобы сделать правильный выбор существует формула:

«Ожидаемая ценность любого нашего действия = вероятности того, что это действие позволит нам получить результат * ценность этого результата для нас».

Наталья считает, что изучение теории вероятности с системе образования отводится необоснованно мало времени. Поэтому не нужно относиться к себе, как к глупцам, но нужно понимать, что мы склонны делать ошибки. Первое. что мы должны взять во внимание — это априорную вероятность.

 

Рекомендуем почитать:

Design Thinking: 6 шагов к созданию продукта

Топ EdTech-трендов 2020 года для высшего образования и не только

Лучшие автошколы Харькова

Sukhari Club: комьюнити непрерывного образования

IT курсы онлайн

Курсы английского онлайн

1