Мечтали всю жизнь играть на музыкальном инструменте, но руки так и не дошли? Стесняетесь учиться играть на клавишах во взрослом возрасте? Или размышляете над тем, чем занять своего ребенка? Начните заниматься музыкой сейчас, ведь обучение игре на музыкальном инструменте развивает мозг и даже может предотвратить болезни в старости.

Пользу музыкального обучения в развитии мозга доказывают ученые. Прослушивание, игра и создание музыки оказывает глубокое влияние на то, как мозг учится и растет. Ученые используют музыку в качестве инструмента, чтобы лучше понять сложные процессы развития человеческого мозга.

Занятие музыкой — это тренировка мозга. 

 

Изучение игры на музыкальном инструменте и базовые навыки музыкального образования — одно из самых сложных познавательных действий, которые может выполнять человеческий мозг. Исследования нейробиологов и психологов показывают, что занятия музыкой улучшает когнитивные способности мозга (мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать). Изучение музыки требует, чтобы человек использовал много разных частей своего мозга одновременно. Для игры на музыкальном инструменте или пения на профессиональном уровне требуются высокоразвитые слуховые, сенсорно-моторные и эмоционально-коммуникативные навыки, которые приобретаются в течение многих лет интенсивного обучения. После выполнения чего-то такого сложного наш мозг смотрит на другие задачи, такие как чтение, решение проблем и концептуализация, и говорит: «Ну, это легко по сравнению с изучением музыки!» 

«В одном американском университете провели такой эксперимент. Студентов физического факультета разделили на две группы: в первой учили традиционно, а в экспериментальной наряду с обычными дисциплинами широко преподавались история искусств и другие гуманитарные предметы. Причем, студенты не только пассивно слушали музыку или рассматривали картины, но и сами учились играть на одном из музыкальных инструментов, занимались живописью, лепили и т.д. Затем обе группы получили одинаковое задание по физике. Студенты экспериментальной группы успешнее справились с ним. Их решения были более нестандартными, оригинальными», — Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская «Творчество и преодоление стереотипов». (Выдержка из концепции Частной общеобразовательной школы «Сотворчество»).

Что в голове у музыканта?

 

Музыканты с большим опытом обучения и игры — пример для изучения пластичности человеческого мозга. Требования, предъявляемые к нервной системе музыкантам-исполнителям очень высоки. Во время игры музыкант включается в  уникальную богатую мультисенсорную и моторную среду. Пианист, например, опирается на целый комплекс сложных навыков. Он переводит визуальный анализа нотной записи в движения, развивает мелкую моторику в обеих руках в сочетании с мониторингом слуха. Таким образом у музыкантов более быстрая реакция на слух, тактильные и звуковые реакции. После сканирование мозга ученые выявили разницу в структуре мозга между музыкантами и не музыкантами. В частности, мозолистое тело (массивный пучок нервных волокон, соединяющих две стороны мозга) больше у музыкантов. Кроме того, у профессиональных клавишников области, связанные с движением, слухом и зрительно-пространственными способностями, кажутся большими. Эти исследования доказывают, что занятие игрой на музыкальном инструменте увеличивает объем серого вещества в областях мозга и укрепляет связи между ними.

Изменения в мозге.

В отличие от интеллектуальных игр, игра на инструменте — более богатый и сложный опыт. Это потому, что он объединяет информацию от органов зрения, слуха и осязания, а также от тонких движений. 

«Занятия музыкой, особенно начатые в раннем детстве, очень ускоряет работу мозга, потому что это совершенно другой тип мозговой активности. Также занятия музыкой улучшает качество нейронной сети, обеспечивает лучшую пластичность мозга, влияет на его состояние в пожилом возрасте и на качество распознавания звуков», —  Татьяна Черниговская, нейролингвист.

Занятия музыкой расслабляет эмоциональное состояние, помогает решать сложные проблемы и даже выучить язык. Музыкальное образование улучшает вербальную память, развивает сложные пространственные навыки, слух, которое защищает наш мозг от старения, а также навыки чтения и понимания. Обучение игре на инструменте повышает устойчивость к любому возрастному снижению слуха. Мозг тех, кто регулярно занимался музыкой, четче разбирает звуковые сигналы. Музыкальная подготовка может привести к лучшему развитию мозга тех, кто начинает заниматься ею в молодом возрасте. Взрослые, получившие музыкальное образование, имеют более устойчивые реакции мозга на звуки. Результаты показывают, что нейронные изменения, сопровождающие музыкальное обучение в детстве, сохраняются в зрелом возрасте. 

А что по пению? 

Многие ученые считают, что пение необходимо каждый день так же, как и физическая зарядка, особенно детям. Вибрации, которые возникают в организме при пении влияют на обновление многих жизненно важных функций и вылечивают многие заболевания, особенно те, которые связаны с дыхательной системой организма.

«Человек, который поет, отличается лучшим здоровьем, —  уверены немецкий профессор Вольфрам Зайднер и ученые Института музыкальной педагогики. —  Большое количество пения укрепляет иммунную систему «. По словам их коллеги, академика Томаса Бланка, дети, которые много поют, лучше выполняют различные школьные тесты, у них лучше развито произношение, мышления и координация. По заключению шведских ученых, люди, которые поют в хорах или группах, живут значительно дольше, чем те, которые не поют. По словам Джаннетт Вос («Революция в обучении»): «Музыка снижает стресс, увеличивает энергию и улучшает память. Музыка делает людей более сообразительными», — выдержка из Концепции Частной общеобразовательной школы «Сотворчество».

Изучать музыку, чтобы заниматься профессионально — это не цель музыкального образования для каждого. Исполнение музыки в группе  требует тонких невербальных социальных навыков. Именно эти манеры мы так усердно прорабатываем. Это тонкие, глубоко социальные навыки, которые работодатели ищут, когда нанимают кого-то.

Рекомендуем почитать:

Как заставить себя учиться, когда учиться совсем не хочется

Kharkiv EDU Cluster: сообщество неформального образования в Харькове

Vuca-мир, персонализация и Big Data: Элизабет Нудельман о главных трендах в образовании.

1