Автор курса по Python Алексей Радченко делится размышлениями о наставничестве в IT.

Досье

За свою карьеру Алексей Радченко был ментором около сотни подопечных. Главный совет, который может дать новичкам в ІТ: «Ищите ментора. А когда найдете, работайте и старайтесь еще сильнее».

Опыт менторства в жизни человека начинается с того, что у него самого появляется свой ментор.

Так ментор — это наставник и учитель одновременно, а менти — это ученик или подопечный.

Сталкиваясь с разными менторами, я перенимал опыт обучения. Были подходы, которые мне нравились, а с другими я шел от противного, то есть понимал, что так делать ВООБЩЕ нельзя. Наверное, самое важное, что я понял, – это то, что ментор, когда обучает кого-то, должен ментально опускаться на уровень понимания своего ученика. Плохие примеры менторства – это когда люди нагружают большим количеством специфических терминов, а менти стесняется об этом сказать и просто ничего не понимает.

 

В чем плюсы и минусы менторства?

Плюс в том, что ментор может выделить именно те знания, которые нужны ученику сейчас, при этом направляя  его на правильный путь дальнейшего развития. В этом же и минус. Менторство не масштабируется. Чаще всего консультации с наставником нацелены на конкретный проект или на узкоспециализированную тему.

 

Виды наставничества

Для меня менторство должно быть исключительно в виде индивидуального общения между наставником и менти.

Из моей практики, это результативнее группового наставничества. Скорее, это групповое обучение, разве что с более индивидуальным подходом. В таком обучении преподаватель определяет темы, но времени разжевывать нет, а значит, ученики начинают общаться между собой и появляется групповая динамика. Это происходит тогда, когда среда открытая и непринужденная. Когда люди не боятся, не стесняются и не жадничают информацией и опытом.  

 

Ментор – не спасательный жилет

Ментор – это не человек, который вместо тебя все сделает. Он не будет твоим спасательным жилетом и не станет объяснять каждый шаг. Это человек, который имеет определенный опыт в той или иной сфере и понимает, что и в какой последовательности нужно осваивать и какие проблемы решать. Его цель — правильно натолкнуть на развитие. Ментор не учит, а ставит последовательные задачи. Ученик может неделями искать ответ или решать задачу неправильно.

Ментор может расставить все по полочкам за час, но, конечно, не сможет открыть канал в голове менти и вложить туда всю информацию. Поэтому с ментором нужно быть готовым работать в два раза интенсивнее, чем на курсах.

 

Ошибки, которые совершают менти

Я менторю в двух форматах:

  1. Когда я обучаю младшего сотрудника в компании в рамках какой-то команды.
  2. Коммерческое менторство, где я выступаю ментором людей, которые обращаются ко мне за помощью.

И ошибки бывают разные.  Когда наставничество происходит в компании, то это чаще всего несоблюдение баланса. То есть ученики не знают, как часто можно обращаться к ментору за советом. Бегать к ментору «после каждого чиха» — плохо.  Надо сначала пройти несколько циклов попыток решить проблему самостоятельно, погуглить, почитать литературу. К ментору надо подходить с готовым решением. Наставнику лучше давать объективную оценку работе и, если что-то не получается, наталкивать на правильный путь.

А когда ментор доступен не всегда, а только по расписанию, тогда может быть другая ошибка: приходить за помощью уже слишком поздно. То есть на задание отводилось два-три дня, а менти приходит через две недели. Вопросы нужно задавать, и ни в коем случае не бояться. Отсюда вывод: нужно быть максимально открытым.

 

Рекомендуем почитать:

Закрылись, потому что не дотягивают: кейс ItBursa

Не репетитор, а лингвокоуч

Нові педагогічні професії у світі

5