Новые технологии развивают новую реальность. Это позволяет человеку по-другому получать знания и опыт. СуХаРи вместе с экспертами в иммерсивных технологиях разбирались, каким образом XR может трансформировать сферу образования.

Что дает пользователям расширенная реальность?

Новые технологии устраняют многие физические барьеры и создают дополнительные возможности для пользователей. Общий термин XR (Extended Reality) охватывает все возможные формы измененной реальности компьютером, включая дополненную реальность (AR), смешанную реальность (MR) и виртуальную реальность (VR). Поэтому c ускоренным развитием индустрии прогнозируют «слияние компьютерных реальностей» в едином продукте формата XR.

 

Технология VR предлагает полное погружение в среду, которая заменяет реальность. С VR можно получать новый опыт и оказаться в тех местах, где не находишься в определенный момент времени. Ограничений для «места действия» нет. Дополненная реальность  дословно «дополняет» уже существующую реальность вокруг нас. Это происходит с помощью визуальных эффектов, звуков, титров. Такие технологии намного ближе к нам в повседневной жизни, чем кажется. Например, приложение Snapchat, функция перевода камерой в Google, нашумевшая игра PokemonGO. То есть AR уже существует «поверх» нашей реальности, поскольку добавляет некоторые атрибуты, но не меняет их полностью. В то же время пользователи не могут взаимодействовать с синтетической средой. Смешанная реальность создает новый мир, где физические и синтетические объекты объединяются и взаимодействуют. Кроме того, эти объекты могут реагировать друг на друга в режиме реального времени. 

На сегодняшний день виртуальная, дополненная и смешанная реальности применима не только в дизайне, искусстве или сфере развлечений. Хотя более 30% всех разработок в новых технологиях приходится именно на гейм-индустрию, расширенную реальность можно использовать для медицины, строительства, архитектуры, вождения, выставок, спортивных тренировок и обучения сотрудников. Преимуществами технологий XR можно пользоваться во всех сферах, в том числе и образовательной. Ее считают одной из наиболее подходящих сфер для применения VR и AR.

 

Никита Худяков,

основатель студии визуализации OCHI, координатор фестиваля Frontier, преподаватель дисциплины «Основы VR и AR технологий» в ХНУ им. Каразина.

 

«Есть очень много интересных проектов на стыке образования, науки и технологии виртуальной реальности. Один из ярких примеров в сфере медицины — приложение, в котором можно оказаться внутри человеческого тела и, выбрав какой-то из органов, попасть вовнутрь. Если, находясь в сердце, вы нажимаете кнопочку плей, то увидите, как оно начинает пульсировать, как в него попадает кислород. Точно также можно путешествовать по человеческому мозгу, легким и другим органам человеческого тела», — рассказывает Никита.

 

С помощью новых технологий врачи смогут проводить сложные операции. Ведь дополненная реальность позволяет нишевым медицинским работникам, таким как хирурги, проводить операции в тестовой среде с использованием AR без какого-либо риска для реальных людей. Технологии отлично подходят и для других специалистов.

«Существует огромное количество мировых приложений и программ, в которых виртуальная реальность сохраняет жизнь людям на предприятиях, нефтяных и  телекоммуникационных вышках. Потому что на высокорисковых предприятиях ошибка иногда стоит здоровья человека».

Получение новых навыков и опыта.

Человек обучается в результате погружения и выполнения конкретных действий. С технологиями XR учебные руководства накладываются на реальные продукты в реальном рабочем пространстве и в режиме реального времени. Это уменьшает необходимость осмысления информации из книг и видео, а также передачи того, как это знание применяется на опыте. Студенты и стажеры проверяют то, чему их «научили» путем экспериментов и исследований для того, чтобы увидеть насколько это актуально и применимо. А еще эти технологии учат реагировать в стрессовых ситуациях. Поэтому у XR есть потенциал, чтобы предоставить более устойчивый опыт в обучении. 

«Наша компания OCHI также разрабатывает приложения для обучения на промышленных предприятиях, где цена риска очень высока. Одним из таких проектов есть образовательная симуляция, где вы оказываетесь в комнате с газовым фильтром и по инструкции можете пройти определенную программу обучения. Если вы делаете ошибку в реальном мире вышел бы из строя один объект или целая сеть таких объектов, то в виртуальном мире вы просто увидите соответствующее сообщение или просто звуковой сигнал. И действительно качественная подготовка персонала по использованию промышленных объектов имеет огромное значение. Так что в это имеет смысл инвестировать», — рассказывает Никита Худяков.

XR-технологии дают потенциал для лучшего обучения.

 

Обучение через проживание конкретных ситуаций считается наиболее эффективным способом. Проекты на базе VR дают пользователям максимальную вовлеченность. Погружение улучшает ощущения, делает их более реалистичными. Поскольку происходит воздействие сразу на несколько каналов восприятия: зрение, слух, осязание и обоняние. К примеру, на разработке приложений виртуальной и дополненной реальности в Украине специализируется Sensorama Lab. Там создают тренажеры, с помощью которых компании обучают сотрудников конкретным хард и софт скиллам.

                                                                                                                                                                      Марина Михайленко,

менеджер по маркетингу в Sensorama Lab, проектный менеджер Sensorama Academy.

 

 

«Вы надеваете очки виртуальной реальности и чувствуете себя инженером, которому нужно сделать обход где-нибудь на ТЭЦ. Соответственно есть ряд действий, которые необходимо выполнить. Зачем мы это делаем? Оборудование на ТЭЦ дорогущее, а ошибка может стоить больших убытков для компаний либо вообще забрать человеческую жизнь. Следовательно компании принимают решение обучать персонал в виртуальной реальности для того, чтобы они максимально чувствовали иммерсивность опыта», — рассказывает Марина.

Преимущество XR-технологий перед стандартными методами и инструментами.

  • Опыт обучения с XR-технологиями гораздо более богатый и аутентичный. Погружение в совершенно иную реальность позволяет предоставлять пользователям возможность посещать необычные места или экспериментировать, не выходя из дома.
  • XR предоставляет своим пользователям более реалистичное представление о предмете, что позволяет обучаться более эффективно.
  • Те, кому нужно заниматься в условиях повышенного риска, могут безопасно тренироваться в обычных классных комнатах.
  • XR устраняет барьеры на расстоянии, поэтому люди могут беспрепятственно получать доступ к удаленным данным.
  • Технологии предоставляют максимальное вовлечение в процесс обучения. 
  • Обучение с XR дает более результативное.

Новый эмоциональный опыт. 

Технология VR обладает способностью вызывать эмпатию, а AR может создавать эмпатические переживания. Когнитивная эмпатия (способность войти во внутренний мир другого человека, понять его точку зрения и мотивацию) важна для изменений человека. К примеру, приложения AR тестировали для создания эмпатии с аутистами, другой проект был призван способствовать сочувствию тем, кто пострадал от человеческого рабства. Подобные социальные проекты разрабатывают и в Sensorama Lab. Например, это проект «Антибуллинг» для Министерства внутренних дел Швейцарии.

«Ты надеваешь очки виртуальной реальности и можешь почувствовать себя ребенком, который стал жертвой буллинга. Цель проекта — показать педагогам, кураторам и родителям, как себя чувствует ребенок. Это необходимо для того, чтобы лучше объяснить ребенку, как реагировать на подобные ситуации», — рассказывает Марина.

Такой опыт меняет то, как мы живем и воспринимаем других людей. Человек испытывает определенные ситуации и может виртуально переживать их. Можно экспериментировать со сценариями и не подвергаться опасным ситуациям, потому что вся опасность, хоть и происходит в виртуальном мире, но помогает лучше подготовиться к реальным ситуациям.

 

«Также ранее мы собирали онкобольных детей для того, чтобы они рисовали в виртуальной реальности. Это такая арт-терапия. Когда дети надевают очки, они не ощущают и не видят границ. То, что они не могут высказать в реальном мире, выражали в виртуальном. Такой процесс раскрепощает деток, происходит их психологическое выздоровление», — рассказывает Марина.

Дистанционные барьеры и образовательные программы.

Новые технологии позволяют людям получать новые знания, путешествовать во времени и пространстве, а также познавать мир, совершенствуя свой образовательный и туристический опыт. 

«Образовательных программ на данный момент уже достаточно много. Можно изучать астрономию, путешествовать по различным точкам мира. Это позволяет лучше знакомиться с различными странами и с тем, как выглядят мировые достопримечательности или знаковые места всего земного шара. Ведь можно в один клик оказаться возле Эйфелевой башни или египетских пирамид», — рассказывает Никита.

Постепенно в мире внедряют программы для обучения программированию дополненной реальности, разработке и реализации нового способа взаимодействия технологий и творчества. К примеру, в Sensorama не только разрабатывают кейсы, а и обучают создавать виртуальную реальность в Sensorama Academy.

«В этом году курс посвящен созданию цифровых и виртуальных технологий для музеев. Это первый подобный экспериментальный опыт. Мы 4 команды из представителей четырех разных специалистов: 3D-специалиста, разработчика, культуролога и дизайнера. Каждая из команд работает над конкретным кейсом реального музея. Сейчас группы готовят идеи решений с помощью дополненной и виртуальной реальности. К примеру, виртуальная реальность будет использоваться для музея открытого медиа-арта, потому что у них нет физической локации. Проект финансируется Украинским культурным фондом, обучение бесплатное. Совсем скоро мы будем готовы показать проекты команд над которыми они работали на протяжении 2,5 месяцев в Sensorama Academy», — говорит Марина.

Доступнее, чем кажется.

Новые технологии доступнее, чем кажется людям. Если есть необходимость применить их в школе или университете, то это вполне реально.

«Первый свой шлем виртуальной реальности вы можете купить за 300 гривен. Да, это будет всего лишь картонная коробка в которую поместится ваш мобильный телефон, но тем не менее вы уже получите свой первый шлем виртуальной реальности. Если есть необходимость применить технологии в школе, то можно прибегнуть именно к подобным решениям. Будь это картонный или пластиковый шлем. На данный момент подобные эксперименты есть в Украине и, конечно, в других европейских странах, Америке и Азии», — рассказывает Никита Худяков.

 

Таким образом, иммерсивные технологии способны трансформировать процесс обучения и сделать его более эффективным, менее рискованным и затратным. Нужно понимать, как их применять, поскольку они —  отличный катализатор для трансформации нашей реальности и самих специалистов. 

 

Рекомендуем почитать:

Fab Labs и хакерспейс: где сделать что угодно и из чего угодно

Давай в комьюнити: зачем компаниям развивать сообщества?

Работа мечты: как овладеть собой и не завалить интервью

1