Интервью с директором по персоналу компании Promodo Катериной Кожушко о росте интереса к HR, корпоративных тонкостях и секретном ингредиенте тренера.


Катерина пришла в ІТ из производственного предприятия и сейчас преподает на курсах HR Generation. Там, где училась пару лет назад сама.

HR-ами в ІТ не рождаются, вы как раз наглядный тому пример. Расскажите, чем кадровое дело в компаниях типа  Promodo отличается от других?

Я начала работать в 2015 году  в Promodo, а до этого работала в производстве. В производстве и в ІТ отличаются подходы к людям. В ІТ-компаниях человек —это ценность, ведь это бизнес, который строится на знаниях и умениях сотрудников. К примеру, в цехах очень много всего автоматизировано, и, выходит, что человек — это некий пазл, который довольно легко вмонтировать в систему. Если на заводах 60-70% работников занимаются рутинной автоматизированной работой, то залог успеха ІТ-компании — это индивидуальный подход к работникам и понимание, что каждый человек — важен и уникален. У всех есть особенные потребности и запросы, которые система должна учитывать.

Скажите, стать HR сейчас просто?

Сейчас переквалифицироваться в HR-ов достаточно просто, потому что это профессия, в которую довольно легкий вход, то есть не нужно учиться 5–7 лет. И знание «вышки» не требуют. Хватает базовых знаний и желания развиваться.

И насколько это массовое явление?

По курсам видно, что тема популярна, в группах стабильно набирается от 10 до 20 человек, которые приходят из разных сфер. В последнее время много студентов из госсектора. Оттуда уходят, потому что не видят перспектив. По моим ощущениям, ребята быстро находят работу.

 

Дела Promod`ные

А какая политика у компании Promodo? Вы на курсы обращаете внимание?

Специалистам по интернет-маркетингу для работы у нас нужно хорошо понимать, как работает бизнес. А курсы учат всего лишь пользоваться инструментами. Выходит, что полностью школы или курсы не закрывают наши потребности. Поэтому мы берем либо готовых специалистов, то есть тех, у которых уже есть опыт. Или «выращиваем» своих экспертов.  

Как насчет проведения совместных занятий?

Мы пробовали сотрудничать, только вопрос в том, кто идет на курсы? Если говорить об интернет-маркетинге, то, по моим наблюдением, 80% студентов — это владельцы бизнеса или небольшого интернет-магазина. Они хотят сами научиться лучше продвигать свое дело. Им вряд ли будет интересна роль наемного сотрудника.

Поэтому мы решили открыть собственные курсы по контекстной рекламе и SEO. Планируем начать обучение в октябре этого года.

А если сравнить ситуацию на рынке немного раньше? Было ли сложнее найти идеальных сотрудников?

Если говорить о тенденциях рынка, то людей находить все сложнее и сложнее. И дальше ситуация будет только ухудшаться. Как минимум, из-за того, что сейчас потеряна связь между бизнесом и образованием. Причем, профессиональные школы еще хоть как-то держат руку на пульсе, чего совершенно нельзя сказать про ВУЗы.

Штудировать. Автоматизировать. И добавить сказок.

А легко ли стать HR-тренером?

Я училась, чтобы стать бизнес-тренером на специальных курсах. Формат и подходы к обучению взрослых людей отличаются от обучения детей. Отдельно училась ораторскому мастерству. Еще я очень люблю storytelling, ведь это тоже часть обучения. Я наверное научилась этому от родителей, а сейчас практикуюсь и сочиняю сказки для детей.

Еще я — больше практик, чем теоретик, и не рассказываю о том, чего не пробовала. Поэтому всегда вплетаю много реальных ситуаций и стараюсь дать какие-то игры, чтобы люди могли эти ситуации через себя пропустить.

А какие тенденции в образовании по кадровому делу?

Думаю, что в моей отрасли понемногу учатся проектному менеджменту и начинают его больше применять. Мы, кстати, в отделе работаем по SCRUMу.

Отдельная тенденция — усиливать свой эмоциональный интеллект, хотя это касается не только моих коллег, а и других профессионалов. Раз в бизнесе становится сложнее находить правильный подход, то у тех, кто общается с клиентом, нужно развивать эмоциональный интеллект как навык. Сотрудникам мы рекомендуем почитать Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект».

Интернет-маркетинг тоже помогает HR-у. Сейчас все, что связано с рекрутингом, очень тесно перекликается с маркетингом понятиями целевой аудитории, ценностей компании для кандидата и прочим.

Сейчас активно обсуждают HR-аналитику — в HR можно все измерить.

В крупных компаниях будут все больше использовать математические модели для принятия решения. Они позволяют спрогнозировать, кто находится в зоне риска увольнения, спланировать загрузку и отпуск. Когда я работала на предприятии с штатом больше трех тысяч человек, мы планировали загрузку людей с точностью до дня, и это позволяло сказать, сколько людей могут пойти в отпуск, сколько нужны сейчас для того, чтобы выполнить заказ. Если в компании есть call-центр, то нужно уметь спрогнозировать даже походы на обед, чтобы ни один звонок не был пропущен.

Курсы на эти темы уже есть в мире? Или самый сок всегда в Киеве?

Тенденции по учебе до Харькова доходят с разрывом в год. В прошлом году была в Киеве на конференции, которую проводил Headhunter. Главной темой стали технологии, аналитика в HR и геймификация. Поэтому я езжу в Киев, чтобы не терять год в ожидании, когда технологии дойдут до Харькова.

 

А ты был_а на курсе HR Generation? А отзыв уже написал_а? Расскажи, что там было, чтоб другие не укололись тем же местом. Или посоветуй что-то хорошее, не будь жадиной.

 

Світлана Охович

 

Рекомендуем прочитать:

Поради з тренінгу «Лідер та команда» від Ваче Давтяна

#ОЧКРТКО про курсы немецкого в Харькове

«Само наличие плохих курсов меня бесит», — Сергей Мовчан

 

1