СуХаРи поговорили с в.и.о. ректора ХНУРЭ и основателем компании и курсов Telesens. Почему не избежать разочарований после учебы на курсах и появится ли в ближайшее время частный университет при поддержке Telesens, читайте в интервью.


Вы руководили ХНУРЭ и Компьютерно-технологическим колледжем. Понятно, что всюду есть свои минусы и не все так радужно. Но, может, есть что-то полезное, что можно перенять нынешним частным образовательным проектам, то есть курсам или тренинговым центрам?

Что можно перенять у украинской высшей школы, которая держится на доходах от студентов из Африки и Ближней Азии? Лучше не использовать опыт теперешних вузов пока у нас остается советское образование, где нет ни мобильности, ни пользы в целом. Курсы — мобильны, то есть их программы меняются и добавляются очень быстро. В Германии, чтобы в университете появилась новая специальность, нужно получить подтверждение у Торговой палаты. Они знают лучше министерств, что сейчас нужно на рынке. А у нас курсы делают быстрее готовых специалистов. У «вышки» же нет желания строить бизнес.

 

Вузам тоже нужно смелее вводить новые специальности?

На бюрократической глубине нет возможности вводить новые профессии. Хотя нужно ли делать эту процедуру быстрой – палка о двух концах.

 

А что такое курсы? Школы профессионального обучения уже стали бизнесом?

Курсы – это профессиональное образование, которое нужно по всему миру. Это практика переобучения или повышения квалификации. Образование в университетах не скоро станет бизнесом. А вот дополнительное образование может двигаться по  законам бизнеса.

 

А как насчет «двигаться совершенно иначе»? Университет при поддержке Telesens скоро откроется?

Пока нет. Потому что нет системы, с которой это можно сделать комфортно и безопасно. И еще у меня сейчас другой проект. Он связан с международной сертификацией вузов. Я считаю, что сейчас слишком много рисков. Скажу так, Харьковский IT Cluster готов вести вуз: усовершенствовать программу и улучшить условия обучения. Но зачем? Чтобы потом вмешались, и все деньги оказались потрачены впустую?

 

Хорошо учить или хорошо уметь

Кто у вас сейчас преподает тестирование? Какие критерии отбора преподавателей?

Мы ищем тех, кто может объяснять и учить. Умение системно преподавать – важнее наличия глубокой практики. Думаю, это психологическая вещь.

 

К вам приходят преподаватели и работают по готовой программе. В то время как на других курсах больше ждут преподавателей-практиков, чтобы учить так называемым кейсовым методом. Выходит, что для вас  практический опыт – не самое главное в учителе, которого вы нанимаете?

Наши преподаватели тренируют себя сами, чтобы оставаться в тонусе. Пока работаешь в офисе, навык преподавания и работы с людьми пропадает.

 

Может, поэтому один из руководителей отдела тестирования харьковской компании говорил, что хороших курсов по автоматизированному тестированию в Харькове нет?

«Хорошие» – понятие размытое. Обучение не сделает человека идеальным сотрудником. Важно учиться уже на рабочем месте. Опыт будет решать, ведь это 2-я часть обучения.

Я согласен, что план нужно разрабатывать только в кооперации с компаниями. У нас раньше было много партнерств, сейчас меньше, ведь рынок больше и труднее договориться. Правда, теперь мы предоставляем корпоративное обучение.

 

Студенты-милиционеры

Вы учите новичков тех, кто в IT еще слабо что-то понимает. Именно таких курсов сейчас открывается больше всего. И привлекают они студентов разными способами. Например, кто-то ловит «на живца» — через манипулятивную рекламу в метро. А кто приходит учиться к вам?

В Телесенсе в основном учатся люди с высшим образованием: бывшие милиционеры, юристы, экономисты. У нас высокий процент тех, кто находит потом работу.  Мы отслеживаем выпускников. Рынок диктует цену. Мы не делаем рекламу в метро, потому что думаем, что наша аудитория в интернете. Потребители видят, что курсы открываются и закрываются. Но плохие курсы утонут в конце концов.

 

Пока низкосортные курсы работают, как избежать массовых разочарований в профессии и выкинутых денег?

В жизни вообще много разочарований. Их будет меньше у тех, кто системно подходит к поиску профессии. Люди могут увидеть рекламу в метро и обратить на нее внимание, но искать курсы будут в сети. И большую роль при выборе сыграют отзывы.

А вот если подумать о фильтре качества курсов или лицензии на обучение, то думаю, что это полностью убьет бизнес-образование. Так как будут получать лицензию те, кто умеет заинтересовать.

 

А что будет в будущем, когда, как вы говорите, профессии программиста уже не будет? Что посоветуете родителям того поколения, которое будет искать работу?

Кодировщики, как полноценные специалисты, в принципе не нужны. Мы открыли колледж, и сейчас ребята в 17 лет пишут, как взрослые и серьезные кодеры. Учиться в высшей школе 5 лет на разработчика-кодера – ненужная трата времени и денег. Из них не выходит инженеров, и получается, что они выкинуты из общества. Но есть выход: получить хорошие основы программирования и выбрать узкоспециализированную профессию.

Авторка: Світлана Охович


Про курсы Telesens можно написать отзыв. Поставь оценку и напиши пару строк и расскажи про его эффективность. Из отзывов пользователей формируется рейтинг курса.

 

Рекомендуем почитать:

Бизнес (или) хорошее дело: Spalah IT school

Генератор киноиндустрии в Харькове

«В Украине нет модели профессиональной компетенции. Школы готовят сферического коня в вакууме»

 

1