Команда образовательного портала СуХаРи поддерживает инициативы в неформальном образовании, поэтому организовала встречу с Сергеем Чумаченко. На лекции «Педагогика свободы» он рассказал об уникальном скандинавском феномене — Высших народных школах. С ней Сергей выступает везде и показывает, что в мире есть институт, который решает проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Интерес к теме у Сергея возник тогда, когда он заметил, что есть нечто, что живет по совершенно другим законам и правилам. Оно абсолютно отличается от привычного для нас подхода к образованию в Украине. Этот подход формирует общество осознанных и ответственных граждан, которые развиваются в истинной свободе. Для того, чтобы понять весь феномен неформального образования в странах Северной Европы, нужно взглянуть на то, как им удалось построить общество всеобщего благополучия. В мире широко известен, к примеру, азиатский прыжок, но история рывка Скандинавских стран немного упущена. Американцы, например, уже признались в том, что недооценили опыт Швеции. 

Сергей Чумаченко

с 2006 года соучредитель тренинговой компании “Team Expert”, бизнес-тренер и сертифицированный коуч, автор и разработчик педагогических и тренинговых методик, 12 лет проработал бизнес-тренером, но с прошлого года целиком посвятил себя  исследовательской работе. Мечтает создать Украинскую народную высшую школу.

 

Почему стоит равняться на Скандинавские страны?

Сегодня Скандинавские страны — это наиболее инновационная часть европейского континента. Высшие народные школы — неформальные образовательные школы для взрослых. В Швеции их насчитывают 156, в Норвегии — 84. То есть на каждые 100 тысяч населения приходится одна народная школа. Швеция дала миру 30 нобелевских лауреатов на 9,5 миллионов шведского населения. И 57 лауреатов из стран Скандинавии на 25 миллионов населения. Такие известные компании, как VOLVO, Skype, IKEA, H&M, Spotify, Hasselblad, Ericsson и другие, известны в первую очередь своим качеством, удобством и доверием пользователей.

Истинная ценность: свобода, доверие и партнерство 

Весь скандинавский мир построен на принципах партнерства. К примеру, Совет министров северных стран называется Партнерством северных стран. Исходя из этого, главная идея образования Скандинавских стран сформирована в цитате:

«Если привык подчиняться и повелевать, ты вряд ли сможешь стать партнером».

Доверие — главная ценность Скандинавских стран, на которой формируется скандинавское общество. Радиус доверия в Скандинавских странах выходит за рамки семьи и рода. Сейчас он достиг радиуса нации и его пытаются раскачать до — человечества. Исторически сложилось так, что скандинавы жили в одном доме по несколько семей и ухаживали друг за другом. Они были уверены: община позаботится о детях и жене в случае непредвиденных ситуаций. Таким образом скандинавская культура сформировала среду, где нужно доверять и учиться сотрудничать друг с другом.

Как они такими стали?

Общество в Скандинавских странах всегда было любопытным. Скандинавы имели смелость идти в неизвестность. Поэтому у них сформировалось мышление исследователей. Жизнь викингов проходила в постоянной  борьбе. Именно это легло в основу Высших народных школ. Они учат людей бороться за свои права. Но эту идею скандинавы реализуют через постоянное общение. Диалог становится ключевым элементом построения отношений скандинавского общества.

Nordic Secret: особенность скандинавской образовательной системы

Неформальное образование начинается там, где прекращается государственная программа обучения. Сегодня в Швеции существуют такие формы неформального образования, как кружки самообразования, библиотеки, музеи и Высшие народные школы для взрослых. Шведское государство финансирует любую форму образования с 1876 года. Если есть желание создать школу, то можно получить финансирование в необходимом размере. 

Именно безоговорочное финансирование образования дало скандинавам тот уровень жизни, который мы видим сейчас.

Ключевые переходы в скандинавском обществе происходили в травмирующие периоды для нации. 

170 лет назад Дания потеряла порядка 30% территорий. Нужны были изменения для трансформации общества и сохранения нации. Скандинавские страны долго искали инструмент, который сможет изменить общество. На это им потребовалось 50 лет.

Сейчас Скандинавия обладает технологией формирования гражданского общества. Название этому Народные высшие школы.

В Украине аналогом Высших народных школ было общество «Просвіта», которое организовали во Львове. Оно ставило себе те же задачи, что и Высшие народные школы. Последняя попытка создания такой школы пришлась на 1918 год. И кто знает, если бы не некоторые исторически обусловленные события, возможно, мы имели бы все шансы пойти по скандинавскому сценарию развития общества.

Что же такое педагогика свободы?

Вся дидактика в скандинавских школах построена на групповой работе. До тех пор пока ребенок будет формироваться в доминирующей образовательной системе — в стране не будет свободных граждан. Преподаватель выступает скорее ментором или фасилитатором. Он говорит своим ученикам: «Найдите знания, и давайте их обсудим». Это так называемый метод перекрестного класса. В школах, например, нет звонков. А каждый учитель отводит на занятие столько времени, сколько считает нужным. Преподавателю запрещено оглашать на весь класс оценку учеников, а сами оценки начинают ставить с 5-го класса. Вопрос индивидуального подхода решает индивидуальный профиль студента, который состоит из 6-ти грейдов.

Когда ребенок приходит в центр идеологии, тогда вся образовательная система начинает работать на его благо и благо общества.

Высшие народные школы — это не обучение, а просвещение

Скандинавам нужны осознанные граждане. Высшие народные школы дают полное право выбора. Они убрали все внешние факторы, которые влияют на мотивацию учиться. Потому что когда, например, появляется экзамен, мотивация к обучению может исчезнуть. Скандинавы четко разделили формальное и неформальное образование. Никаких лекций. Книжка — это только помощник, а диалог и речь — основной инструмент. Они учат быть свободными и социально ответственными за то, что будет происходить. Этого можно достичь только тогда, когда у преподавателя и студента есть свобода. Это возможно только в полной автономии школы. В профессиональном обучении отсутствует функция контроля. Эта роль отводится сообществам. A в образовании они создают так называемую безопасную зону.

«В такой среде появляется желание все-все изучить», — говорит гостья лекции.

Высшие народные школы формируют нацию взрослых

Высшие народные школы стали своеобразным социальным лифтом шведского общества. Первые народные школы строили исключительно в сельской местности. И обучали там людей новым технологиям в местности. Сегодня школы подготавливают многих специалистов, где нет рисков и не нужна сертификация (как врачам и психологам). В одной из школ можно выучиться даже на профессионального волонтера.

Высшая народная школа — модель современного скандинавского общества.

Преподаватели живут в кампусе вместе со студентами. А программы длятся от 4-х месяцев до двух–трех лет. Школа становится моделью скандинавского общества. Поэтому проживание в кампусе обязательно. Высшие народные школы не копируют бакалаврские программы университетов и не могут выдавать дипломов. Они скорее формируют картину мира человека. Скандинавы выбирают любое направление, но вместе с тем изучают обязательные дисциплины по развитию их эмоционального интеллекта, осознанности и активной гражданской позиции. Это и философия, и социальные, и психологические науки. Исходя из этих знаний, человек формирует представление о собственном месте в жизни.

Украинские Высшие народные школы

Для того чтобы такая система заработала в Украине, в центре всего должно оказаться общество. Высшие народные школы стали моделью общества всеобщего благополучия. В этом обществе платят много налогов, но знают, что все другие тоже платят много налогов. При этом вся система их распределения абсолютно прозрачна.

«Я понимаю, что в “украинской” Скандинавии мне не жить, но задача построения института, который мог бы формировать проактивное осознанное количество граждан, меня вдохновляет», — рассказывает Сергей Чумаченко.

Украина оказалась в кластере 6-ти стран: Швеция, Дания, Словения, Прибалтика и Греция, — которые подключены к программе Erasmus+, чтобы сдвинуть процесс запуска Высших народных школ. Первые шаги, конечно, нужно профинансировать. В какой-то момент институт Швеции готов нас поддерживать, но при условии появления партнера с украинской стороны.

Что сделали скандинавы? 

Они самоорганизовались. Кто-то построил дом, кто-то начал преподавать, кто-то привез продукты. То есть народное образование — это когда народ собственными силами создает образование, в котором нуждается. И начинать нам нужно так же, как и они. 

«Первоначальная задача сейчас — это сформировать идеологию и выстроить концепцию украинской Высшей народной школы. А также понять и определить, к какой идее нужно готовить украинское общество», — говорит Сергей.

Скандинавы сформировали общество непрерывного образования взрослых, что вывело их на качественно новый уровень жизни. Высшие народные школы решают вопрос места человека в этом мире, они не зависят от лицензий и не связаны с бизнесом. Сергей признается, что смотрит на эту систему сквозь розовые очки. Но если она — это секрет построения модели общества всеобщего благополучия, то это точно стоит усилий и внимания.

 
Рекомендуем почитать: 

Прогрессивное партнерство: как коучинг меняет жизнь людей

Непрерывное обучение — путешествие длиною в жизнь

Курсы повышения квалификации учителей

Kharkiv EDU Cluster: сообщество неформального образования в Харькове

1