Гостевая статья от Марины Косенко.

В последнее время возникает много дискуссий относительно эффективности и необходимости университетского образования и появления множества профильных экспресс-курсов. В статье Марина Косенко выделяет лучшие методы формального и неформального образования и ищет баланс для их наиболее оптимального взаимодействия.

 

Марина Косенко,

Head of PR, Telesens Academy

 

О чем думает человек, который поступает в университет?

Морально готовится долго и методично учиться. Если, конечно, он сознательно туда идет, а не для галочки с корочкой. Даже если это полуторагодичная магистратура, он понимает, что курс комплексный и специализацию за 2 месяца не получишь. С курсами иначе: они психологически воспринимаются как нечто более краткое, прикладное и узконаправленное. 

Где обучаться профессии? В университете, на курсах или самостоятельно?

Частные профессиональные курсы яростно конкурируют с академическим образованием. Это как 2 полюса со своими силами. А что если выбрать экватор? Взять лучшее от двух систем и сделать образовательный продукт. 

Университет дает фундамент, комплексность, последовательность и междисциплинарность. Курсы — знания и инструменты, которые слушатель будет применять уже завтра. В университет идут за специальностью, а на курсы — за новыми знаниями или даже новой профессией, апдейтом. Государственная образовательная система не всегда позволяет быстро войти в университет со своим курсом. Преград множество: от нежелания выделять кредиты (часы) до сложностей с согласованием юридических вопросов. Частно-государственное партнёрство пока что не урегулировано. Оптимальный вариант — предложить слушателю курс весом в несколько университетских дисциплин. 

Что можно взять из академической среды? 

  1. Формат. Лекции и практические занятия, домашки, которые обязательно нужно выполнять. После каждого модуля контрольная точка, финальный проект а-ля диплом, на его защиту зовем HR-ов компаний.
  2. Наполнение, системность. Не «быстрее, выше, сильнее», как обычно принято, а методично, в течение целого семестра «загружать» слушателей тематическим материалом. Порой можно брать материалы или аспекты из сопутствующих дисциплин.

Фичи от неформального образования: 

  1. Интенсивность. Есть сферы, с которых приходят не вчерашние студенты, а люди с опытом, которые уже в набили шишек в проектах, поэтому программу можно делать интенсивной. Это позволяет сократить даже университетский годичный курс до 5 месяцев, что по сути сравнимо с одним семестром. 
  2. Время занятий. Лучше для удобства слушателей выбрать вечернее время, ведь многие совмещают учебу с работой.
  3. Адаптивность. Целью преподавателей  становится не отчитать объем материала и выставить оценки,  а добиться, чтобы материал в полной мере усвоил каждый слушатель. Какие-то темы пойдут быстрее — появляется возможность подробнее остановиться на более сложных вещах. 

Неформальное образование более гибкое, динамичное. Оно готово быстро меняться под запросы рынка. Однако не стоит забывать, что в университетах годами выстраиваются системы обучения, где каждый последующий курс — часть комплексной фундаментальной программы. Их практики можно использовать, а лучше — уговаривать на партнерство. 

Рекомендуем почитать:

Диджитал-маркетинг: «Самое важное в этой сфере — это двигаться вперед и быть открытым ко всему новому», — Евгений Шевченко.

Давай в комьюнити: зачем компаниям развивать сообщества?

Цифрова грамотність і технології для освіти: принципи та інструменти

1