До того, как коллекции попадают в магазин, специальный человек проводит подготовительную работу, обдумывая то, как одежда попадет к покупателю и что вообще будет представлять собой. Такого человека называют байером (или архаично — закупщиком). Узнавали о магах fashion-индустрии от байера Катерины Марьяш на конференции F-marketing.

Он (она) должен(на) быть гадалкой и аналитиком одновременно: анализировать и предвидеть тренды, составлять ассортимент магазина на основе этих трендов (или другой магии) и контролировать поставку.

На продажи влияют как внутренние, так и внешние факторы, которые нужно учитывать. Кому учитывать? Именно этому, многоруку и многоногу со звонкой профессией «байер».

Внутренние факторы:

  • взаимосвязь и работа между отделами компании,
  • маркетинг, PR и коммуникации,
  • реструктуризация в компании (смена байера, правила и нововведения),
  • стратегические решения высшего руководства.

 

Внешние факторы:

  • тренды и тенденции;
  • сбой в работе поставщика или другие задержки в получении товара (к примеру, таможня);
  • экономические изменения (курс, инфляция, нестабильная политическая ситуация);
  • появление конкурентов.

 

А вот краткий список того, с чем нужно определится перед заказом одежды:

  • цена (валюта, курс, восприятие розничной цены клиентом);
  • материал и качество (натуральные ткани или искусственные);
  • размерная сетка (соответствие стандартам);
  • даты поставки (окно отгрузки);
  • страна отгрузки и производства;
  • мерчандайзинг;
  • количество поставок при объеме заказа;
  • возможность дозаказов, персонализации и учета пожеланий байера у выбраных поставщиков (в размерах, материалах и т. п.).

 

Если вам захотелось стать байером, то придется подумать даже о погоде! Смена сезонности из-за глобального потепления влияет не только на пингвинчиков, но и на время заказа новых коллекций. А ещё на то, сколько человек дойдет до магазина.

В работе байера много анализа прошлых продаж и исследований рынка. После этого следует поиск поставщиков, договор с ними, составление бюджета и поездки на заказы. Заказ — это предварительные обсуждения представителей бренда и байера совместных планов и маркетинга, сверка бюджетов, просмотр коллекции и лукбука, выбор моделей одежды, примерка на модели, уточнение цен, прописывание заказа (размеры, количество), фото отобранных моделей для заказа, просчет суммы, корректировки и подписание договора.

Контроль поставки и прием заказа тоже на байере. Представители бренда утверждают с байером заказ и выставляют предварительный счет, который бутик оплачивает. И только тогда начинается производство.

Слайд из презентации Катерины Марьяш

Далее бренд сообщает о готовности — бутик платит остаток, производится отгрузка (логистика, таможня), товар попадает на склад, проходит контроль качества. Следующий этап — мерчандайзинг и продажи. Байер заказывает коллекции, тренирует персонал и мерчандайзера. Мерчандайзер воплощает возникшие идеи.

Байеру нужно знать специфику межсезонных пре-коллекций — это более коммерческая часть коллекции, цель которой — предоставить межсезонный товар. Нужно учесть климат и потребности местного рынка в сроки межсезонных поставок.

Клиент готов тратить больше на осенне-зимний сезон, потому что более теплые вещи предполагают более дорогие ткани. Кроме того, сюда же входят новогодние, праздничные вещи. Такие пре-коллекции проводят в магазине около 5 месяцев до скидок. Основные коллекции — 2-3 месяца до скидок.

Кстати, мы узнали, как выглядит типичный календарь байера одежды🙂 Это сезонные правила оформления заказов и производства в фешн-индустрии:

1. Основные коллекции (весна-лето):

заказ: сентябрь/октябрь

поставка: февраль, март, апрель

2. Основные коллекции (осень-зима):

заказ: февраль/март

поставка: август, сентябрь, октябрь

3. Пре-коллекции (pre-spring/ cruise/ resort):

заказ: июнь/июль

поставка: ноябрь, декабрь, январь

4. Pre-fall (промежуточная коллекция, которая выходит в июне и намечает основные тенденции осенне-зимнего сезона):

заказ: январь

поставка: май, июнь, июль

5. Капсульные коллекции, ранние пре-коллекции (spring-capsule):

заказ: май-июнь

поставка: декабрь-январь

6. Fall-capsule:

заказ: ноябрь-декабрь

поставка: апрель-май

Авторка: Ольга Симоненко

СуХаРи собирают курсы и отзывы к ним. Если вы учились на курсах, поделитесь своими впечатлениями, заполнив форму отзыва на страничке курса на СуХаРях. Это поможет другим не ошибиться и не переплатить, а курсам — стать качественнее.

 

Рекомендуем почитать:

Инстаграм и эмоциональный интеллект решают: советы фитнес-тренерам

Полная картина курсов рисунка в Харькове

Влаштуй собі челендж: 21 день навчання

 

1