Харьковский кластер неформального образования представил исследование «Современный портрет харьковчан». Оно о том, какими видят себя подростки и студенты и чего ожидают от них работодатели.

Самое ценное в первой части исследования — это разрыв между тем, что ждет студента на выходе из университета, и тем, что сам для себя важного выделяет студент. Эти расхождения нужно устранить, поскольку они являются ключевым раздражающим фактором и для первой группы, и для второй.

В первую очередь студенты считают, что у них максимально развита открытость и позитивный взгляд на мир. По их мнению, это может помочь в будущем при трудоустройстве. Значительно отстают такие навыки, как умение выражать свои мысли,находить быстрые финансы и адаптироваться к новым условиям труда. Соответственно, их и хотят развивать студенты.

Разница в возрасте между 11 классом и первым курсом небольшая, но, согласно исследованию, у школьников другая ситуация. Они, наоборот, считают, что их наиболее развитые навыки — это трудолюбие и умение четко выражать свои мысли, в то же время отстает дисциплина и работа в команде. Это говорит о том, что их не учат, как работать в команде. У них хорошо развито трудолюбие, они и дальше хотят его улучшать , но не понимают, что не развитые качества нужно развивать в 3 раза больше, чем те, которые уже развиты.

Чего хочет работодатель?

Для работодателей в потенциальном кандидате важно умение четко выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать других и обладать развитой эмпатией. Трудолюбие — на втором месте: работодателю важно видеть, что обе стороны вкладываются в работу. Здесь работа в команде становится одним из ключевых факторов. К счастью, молодые преподаватели начинают использовать командную работу в процессе обучения. Студенты и подростки считают, что им нужна креативность, быстрота принятия решений и уверенность в себе. Если они уверены в себе, то значит могут все. Но если кандидат уверен в себе, но не дисциплинирован, то, скорее всего, работодатель с ним попрощается. По этому поводу студенты думают, что с помощью креативности они могут сделать что-то новое и что-то свое. Студенты, которые имеют опыт работы, считают, что им важно умение принимать решения и брать ответственность за свои действия. Это логично, ведь если человек не умеет работать в команде, то он считает, что должен самостоятельно принимать решения. Если говорить о студентах, у которых нет опыта работы, то они выделяют умение структурировать свое время, но опять же не выделяют дисциплинированность.

Отсутствие дисциплинированности на рабочем месте идет с университета, когда студенты «забивают» на пары. Соответственно, они не могут вовремя прийти на работу и не придерживаются дедлайнов.

Большинство подростков, как и работодателей, отдает предпочтение самообразованию или неформальному образованию. Некоторые перекладывают ответственность за обучение на своих родителей, которые навязывают детям свою позицию по тем или иным причинам. Например, они могут считать, что их ребенок еще не сформировался до конца и не может самостоятельно принимать решения. Получается, что подростки перекладывают ответственность, а потом приходят к работодателю и точно так же не могут принимать решения. 

Отпускайте своих детей в самостоятельную жизнь пораньше. Пусть идут и набивают шишки — быстрее станут взрослыми. Дети, уезжайте из дома. В 3 месяца ребенок осознает, что он и мама — это не единое целое. Но у меня складывается впечатление, что некоторые до 25-ти этого не понимают. Ребята должны получать свой опыт и чем раньше, тем лучше. Важно дать своему ребенку попробовать жить самостоятельно.

Soft skills

Подростки и студенты считают, что их soft skills автоматически улучшатся после трудоустройства. Получается такое себе банальное перекладывание ответственности либо на родителей, либо на работодателей, либо на университет. Также многие считают, что разовьют гибкие навыки во время обучения в вузе. Среди всех факторов, которые молодежь учитывает при выборе своей будущей работы, соответствие текущей специальности, которой они обучаются в вузе, занимает последнее место. Они считают, что университет их каким-то образом прокачает, но при этом вообще не полагаются на него при дальнейшем трудоустройстве.

Социализация, коммуникация, студсовет, волонтерская деятельность — вот то, что поможет развить гибкие навыки во время обучения в вузе.

По мнению студентов, гибкие навыки необходимы для саморазвития и личностного роста. Некоторые понимают, что им действительно недостаточно того, что дают вузы. У студентов нет времени и силы воли, знаний тайм-менеджмента и умений постановки цели. Им не хватает информации о неформальном образовании и просто нет желания.

Предпочтения в выборе профессии

Подростки отдают преимущество профессиям в IT-сфере. Но как позже выяснилось, они хотят развивать больше личные качества, чем профессиональные. Их также интересует сфера общения с людьми, такие профессии как юристы, врачи, люди творчества, экономисты, маркетологи, преподаватели и политики. Что касается студентов, то они делятся на тех, кто имеет опыт работы и не имеет вовсе. Студентам интересно изучать психологию и медицину, но совсем небольшой процент проявляет интерес к изучению языков. Также они считают, что нужно развивать знания в сфере психологии, чтобы получить хорошую работу. Программирование тоже в топе. Появляется интерес к профессии эколога. Специализация — последний критерий при выборе работы. Для работающих студентов важен дружный коллектив, интересное содержание работы, хорошие условия труда, возможность обучения и профессионального роста. От работодателя они не ожидают чего-то сверхъестественного.

Основные формы развития качеств сотрудников — менторство и наставничество

Работодатели полагаются на менторство и наставничество. Поэтому студентов ждет то, что их отдадут ментору или отправят на тренинги. Но подростки не хотят обращаться к менторам. Причина этому — самоуверенность и самообразование. Они читают книгу, садятся за руль машины и не знают, как ее заводить. Никто кроме менторов не передаст опыт лучше. Но наставничество появилось оттого, что нет системы адаптации, обучения и аттестации персонала. Наставничество применяют тогда, когда не знают, как ввести стажера в процесс, и в этом случае работодатель передает его на обучение человеку более опытному. Поэтому менторство — это не слишком эффективный метод для обучения персонала. Ошибки в менторстве будут отражаться на кандидате. При этом ответственность за них будет нести сам стажер.

Итоги исследования

Исследование показало, что 61% респондентов понимает важность организации, которая координирует всех участников рынка услуг неформального образования. На данном этапе не хватает функции контролера. Появляется очень много курсов, работодатели готовы вкладывать деньги в обучение сотрудников. Но многие образовательные курсы не несут никакой ответственности за свои услуги. Это происходит потому, что нет понятного инструмента, который устанавливал бы  компетентность той или иной обучающей организации.
С полной презентацией исследования можно ознакомиться по ссылке.
Автор: Мария Шмегировская
 

 
Рекомендуем почитать:

Kharkiv EDU Cluster: сообщество неформального образования в Харькове

Неформальное образование: опыт, изменивший 5 стран Скандинавии

Kharkiv IT Research 2.0: дослідження галузі регіону

1