В Харькове создают первый кластер неформального образования. С ним образовательный портал СуХаРи подписал меморандум о сотрудничестве. Мы узнали, какие приоритетные цели и задачи ставит перед собой команда кластера, чем будут заниматься его участники и что это даст учащимся, преподавателям и экосистеме неформального образования в целом.

Kharkiv Edu Cluster — это целое комьюнити тех, кто ответственно подходит к сфере образования. Комьюнити тех, кто ценит рост человека и считает, что важно постоянно учиться, осваивать новое и помогать это делать другим людям. Поэтому образовательный портал СуХаРи не мог не поддержать создание кластера. В день презентации Kharkiv Edu Cluster много говорили о планах, проектах и перспективах, которые открываются его участникам. Ожидается, что кластер вместе с партнерами сможет расширять представления о неформальном образовании, продвигать, трендировать и эффективно отвечать на запросы о нем в регионе, продуктивнее работать над его качеством и совершенствованием.

Чем занимается кластер?

Сейчас в приоритете кластера — программа развития soft skills, то есть гибких навыков. Но кластер ставит за цель развивать еще и hard skills и moral skills, таким образом способствуя формированию современной личности. В первый год задача кластера — развитие гибких навыков у своей целевой аудитории — подростки и молодежь. А еще создание экосистемы среди людей, которые развивают soft skills на рынке неформального образования. Для этого кластер начинает исследование о том, какие конкретные навыки необходимы подросткам и молодежи, чтобы быть конкурентоспособными через 10-20 лет. Занимается этим кластер совместно с социологической организацией, которая представляет ХНУ им. Каразина. По словам Ольги Чичиной, основательницы Kharkiv Edu Cluster, будет проведено три фокус-группы с экспертами неформального образования, в том числе и с образовательным порталом СуХаРи, и две фокус-группы с работодателями, чтобы понять, насколько им интересны Soft skills при трудоустройстве на работу и чего они ожидают.

«На основе этих трех фокус групп будут представлены две анкеты: будем спрашивать количественные данные у подростков для создания портрета подростков и молодежи. В конечном итоге это все будет выведено в аналитическое исследование. Также мы поговорим о карте навыков 21 века к 2030 году и сделаем композицию о том, что нужно изучать сегодня, чтобы остаться трудоспособным на рынке», —  рассказывает Ольга Чичина.

Своих отраслевых продуктов кластер создавать не планирует. По сути партнеры, которые подписали меморандум, и будут главными учредителями услуг. СуХаРи как портал неформального образования будет сохранять эту функцию. Задача кластера — направить людей и подсказать на какую вкладку зайти на портале, чтобы узнать, где и какой навык развивать. Предоставлять услугу будут тоже партнеры кластера. Если говорить, например, об эмоциональном интеллекте, то это школа «ТЕСТО». А если о креативности, то это, например, школа «Багаж» и так дальше.

Что дает экосистеме неформального образования?

В рамках экосистемы кластеру интересна кооперация внутри рынка неформального образования. Кластер способствует взаимодействию между людьми, которые предоставляют образовательные услуги. Например, для проекта с финансовой грамотности объединяются три школы по финансовой грамотности. Второе — это операторство в школах. Например, кластер запускает проект EDUшкола. Партнерами становятся люди, которым кластер предоставляет консультативную помощь по «упаковке» своего продукта для работы с подростками. Этим частично занимаются в кластере, частично департамент образования, EdCamp и прогрессивные учителя из разных школ. Пока в кластере не делают акцент на студентах, зато максимально акцентируют внимание на преподавателе. Поэтому сейчас запускают проект ТоТ —  тренинги для тренеров. 

«Мы подобрали менторов среди наших партнеров — людей, которые занимаются коучингом. Они расскажут о подходах, о методике менторства, медиации. И мы сразу даем практику. Закрепляем этих людей за теми же школьниками и студентами, чтобы они почувствовали себя в роли наставника. Сейчас они проводят тренинг с EdCamp для учителей со всей Украины как раз по soft skills. Дальше мы хотим двигаться вместе с ними», — рассказывает Ольга.

Сейчас для Kharkiv Edu Cluster самое важное — это правила игры, которые разработают сами участники кластера неформального образования. Это и качество предоставления услуг, и трендовость. Ольга Чичина также отмечает, важность того, чтобы неформальное образование отвечало запросам рынка. По сути EduCluster создает маркетинговую стратегию для участников неформального образования. В кластере исследуют то, чего конкретно хотят студенты, подростки, их родители, работая непосредственно с ними. Но главное, что в кластере показывают, чего не хватает учителям, куда нужно двигаться и что возможно уже сегодня легко запускать на рынок.

 
Рекомендуем почитать:

Django Girls — твій перший крок у програмування.

1