Иногда вернуться к обучению после нескольких лет работы кажется трудным занятием, но это часто бывает необходимым.
Поиск достаточного количества времени для учебы еженедельно может стать проблемой. Особенно для неформальных студентов, которые совмещают свое образование с работой и/или семьей. Поэтому в таких ситуациях люди нередко затягивают с началом обучения. Поскольку обучение — это длительный процесс, он требует автоматически забросить остальные дела и работать над чем-то одним. Конечно же, наш мозг и сознание сопротивляются.

Откуда ноги растут?

В мозге человека есть области, которые отвечают за болевые ощущения. Нейроны отправляют так называемые «импульсы боли». Таким образом сознание человека пытается прекратить отрицательную стимуляцию. Но приглушить «импульсы боли» возможно. Такой подсознательный дискомфорт исчезает по истечению некоторого времени, когда человек начинает работать над нелюбимым делом.

Что происходит?

Сначала человек всматривается и отмечает то, что может доставить неудобства. Это неприятно, но чтобы избавиться от такого чувства, мы стремимся отвлечь внимание от того, что вызывает это ощущение. В результате человек отвлекается от процесса обучения на что-то более приятное и таким образом чувствует себя комфортнее,но ненадолго.

Так ли важна мотивация?

Большинство людей убеждены, что отсутствие сил начать обучение связано с отсутствием мотивации. Как ни странно, но один из лучших способов с этим справиться — перестать ожидать, что все время будешь чувствовать себя мотивированным. Никто не чувствует себя таковым все время. Поэтому не нужно полагаться на мотивацию. Иногда ее просто не будет. 

Как себе помочь?

Есть простые способы, чтобы «обмануть» мозг и сгладить начало обучения. Они помогут там, где на помощь не придет мотивация. В таком случае нужны учеба и привычки, потому что система всегда побеждает.

Правило 5-ти секунд

Существует «окно» между моментом, когда появляется инстинкт к действию (побуждение, тяга или знание того, что вы должны что-то делать), и моментом, чтобы убить его. Это «окно» занимает 5 секунд. Когда вы сомневаетесь, приступать ли к обучению сейчас, то сосчитайте от 5-ти до одного и двигайтесь вперед. За это время мозг не успеет придумать других более важных дел, десяток причин и отговорок, почему вы не должны заниматься обучением. Делая эту простую вещь, можно помешать уму работать против себя самого.Таким образом, человек начинает импульс до того, как поток мыслей и оправданий ударит в полную силу. То есть вы сами себе даете установку и запускаете старт. Но если не предпримете действий, чтобы изменить свой инстинкт, то останетесь на месте и не изменитесь.

Разбивать обучение на отдельные части

Основной причиной промедления является то, что будущая задача кажется большой и сложной. В таком случае нужно «опуститься» и разбить каждую задачу на небольшие части, а их уже распределить на неделю. После этого задача уже не кажется такой страшной и глобальной.  
Еще деление на отдельные части задействует два вида памяти: рабочую и долговременную. Первая — это те процессы, которые постоянно прокручиваются в голове каждый текущий момент времени. Кратковременная память удерживает до 4 разных частей. Когда человек сталкивается с чем-то новым, то использует кратковременную память, чтобы обработать эту информацию. На переход из одной в другую требуется практика и время. Для ускорения этого процесса можно использовать технику повторения с интервалами. Например, повторять новые слова на протяжении нескольких дней. Растягивание существенно облегчит процесс запоминания. Повторение одной и той же информации 20 раз за один вечер есть менее эффективным, чем повторение на протяжении нескольких дней. Поэтому не стоит откладывать обучение надолго.

Эффект Pomodoro

Есть такой эффект Pomodorо. Все, что для него нужно — это установить таймер на 25 минут, убрать все отвлекающие факторы и сконцентрироваться. Методика действенная, поскольку практически каждый сможет сконцентрироваться на 25 минут. Но есть важный момент:  нужно чем-то себя наградить за проделанную работу. Например, несколько минут посидеть в интернете, выпить кофе или съесть кусочек шоколада. Подойдет даже простое подтягивание и болтовня, чтобы позволить мозгу приятно отвлечься ненадолго. Использование этой техники очень эффективно. Это похоже на 25-минутную тренировку в умственном тренажерном зале. С краткими периодами отдыха и релаксации.

Что не даст забросить обучение и уснуть в процессе?

Чередование разных видов памяти — лучший способ не уснуть в процессе обучения и не отбросить его надолго. Чередование необходимо по мере того, как мозг схватывает и усваивает информацию. Этот длительный процесс можно сравнить с наращиванием мышц. Особенно при работе в режиме многозадачности. Память человека может находиться в сфокусированном или расслабленом состояниии. Последнее — это когда нейроны находятся в состоянии покоя. Расслабленное состояние есть идеальным для  поиска творческих решений. Его используют, когда нужно увидеть проблему шире и посмотреть на картину в целом. В сфокусированном состоянии нейроны мозга напряжены, и человек наоборот концентрируется на том, что хочет понять или изучить. Поэтому не нужно постоянно находиться в «зубрежке», так как это быстрый путь забросить обучение.

И напоследок

Обучение меняет структуру мозга. И сон тоже. Во время бодрствования в мозге человека выделяются токсины. Они уж точно не сгладят процесс обучения. Поэтому главное — это высыпаться. После сна вы уже не тот же самый человек, которым были до сна. Поскольку просыпаетесь уже с апгрейдом головного мозга.

 

Рекомендуем почитать:

Реши головоломку Эшера: красивая и необычная разминка для мозга

Умные настолки: изучаем себя через игры

14 составляющих эффективного обучения

1