Интервью с основательницей Академии визуальных искусств.


Обычно на курсы идут, когда хотят сменить сферу деятельности и больше зарабатывать. А есть ли шанс стать сытым художником после творческих курсов? СуХаРи поговорили с основательницей Аcademy of Visual Arts Оксаной Коклонской о росте кинопроизводства, творческом пути и обучении искусству в Харькове.

 

Состояние индустрии

Что подтолкнуло создать Академию визуальных искусств? Был спрос на специалистов в этой области?

Было очень интересно начать разрыхлять почву, которая у нас застоялась. Сфера кино начала немного просыпаться в Украине. Потому что появилось неплохое государственное финансирование фильмов. А еще на украинское кино засматриваются разные продюсерские компании. По опыту общения со многими продюсерами из Киева и Харькова сейчас не хватает фильмов, интересных новых идей, сценаристов, режиссеров, операторов. А старая система не дает того уровня образования, который необходим современным ребятам.  

 

Справка СуХаРей

В 2017 году в государственном бюджете на кинопроизводство выделено полмиллиарда гривен. Это в два раза больше, чем в 2016.

К тому же государство покрывает до 80% затрат на производство фильмов, до 50% – на производство телесериалов и 100% на дебютные, просветительские, авторские, детские, экспериментальные и анимационные фильмы. Для того, чтобы получить финансирование, нужно пройти конкурс и рассказать об идее в формате питчинга, то есть представления и защиты идеи кинофильма. Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

 

В Харькове нет киноиндустрии и продакшена, поэтому кажется, что в этом городе невозможно развиваться в этих направлениях. Я думаю, что не нужно зацикливаться на городе, а просто брать и участвовать в разных проектах. Все начинается с появления людей, которым это интересно, а дальше потихоньку формируется индустрия.

А в чем проблема гособразования?

На самом деле, проблема наших вузов в том, что до конца никто не понимает, как учить людей в таком быстро меняющемся мире.

Университет — очень сложный механизм, чтобы его реформировать, нужно этим заниматься на уровне министерства. Мы же быстро меняемся, больше экспериментируем с методиками и формами обучения.

 

Как научить творить?

В чем особенности обучения творческим дисциплинам?

Мы создаем такой круг людей, которые могли бы начинать взаимодействовать друг с другом, снимать и выходить на мировой и всеукраинский масштабы. Мы в Академии, по большому счету, даем не основы режиссуры. Скорее, мы учим людей самостоятельно находить ресурсы для своих работ, создавать команду, учим проектной форме работы, как в реальной жизни.

 

У нас есть все дисциплины, которые нужны для полноценного кинопродакшена. У студентов с разных направлений есть возможность объединиться для производства фильма.

Многие приходят с техническими навыками, но без четких идей, которые можно трансформировать в фильм. Мы учим их воплощать свои идеи , транслировать их дальше в мир.

А вы смотрите на то, чего хочет общество? Кстати, какие вы видите тенденции в кинопроизводтве?

Тенденции сейчас понятны: все хотят каких-то социально-критических материалов. Мы на это не ориентируемся. Я бы хотела, чтобы наши студенты делали что-то свое и новое, а не повторяли или подстраивались под нужды общества.

Что такое мастерские? Почему выбрали именно этот формат?

Мастерская — это формат, который предусматривает наличие мастера курса, отвечающего за процесс обучения.

Мы даже взяли название проекта — академия, а не школа или университет. Этот формат был придуман Аристотелем за много лет до нас. Его суть — диалог между мастером и студентами, который мы стараемся поддерживать внутри каждого курса. Один преподаватель вообще выбрал свой формат занятий. Он сказал: «Оксан, у меня будут занятия, похожие на посиделки на кухне. Мы будем брать какую-то проблему, с которой столкнулись студенты, разбирать её подробно и решать». Этот формат перекликается с аристотелевским. Отличие лишь в том, что студенты древнегреческого философа сидели в саду, под деревьями.

 

Преподаватели

Как вы подбираете преподавателей?

Это все моя среда, я просто знаю всех этих людей — со многими дружу, со многими работала. Когда я предложила им создать образовательную площадку, все подключились и создали свои авторские курсы. Мы начали их преподавать, немного совершенствуя с каждым набором в соответствии с запросами и уровнем подготовки людей, которые к нам приходят учиться.

Это те люди, которые могут дать студентам практический навык, знание современной среды и индустрии. Они могут ввести в индустрию, а не просто начитать материал.

А сам курс … это личная ответственность преподавателя?

Не только, мы тоже смотрим, как студенты развиваются, какая тема провисает, какая лучше пошла. Например, мы видим, что по операторскому материала маловато, тогда можем усилить это направление в ходе обучения. Уверена, что это наша ответственность.

Как вы развиваете преподавателей?

Преподаватели развиваются вместе со студентами, помогая им решать задачи. Поиск путей реализации идей учеников развивает креативность преподавателя.

Ещё мы отслеживаем, как зарубежные вузы подходят к преподаванию — у кого какие методологии, как сегодня построено обучение творческим специальностям. С одной стороны, сами студенты способствуют развитию преподавателя, с другой — мы изучаем, как другие дают эту информацию и берем кейсы для себя.

 

Путь студента

У вас есть какая-то внутренняя система подачи заявок на фестивали или это забота студентов?

Мы их настраиваем на то, что их работы будут отправлены на фестиваль. Хотя иногда не у всех получается закончить работу к концу обучения и сделать ее качественно. За три месяца научиться достаточно сложно. Поэтому мы перешли в этом году к 9-месячному обучению, чтобы весной, когда начинается подача работ на фестивали, у них уже были готовые материалы.

Мы просто говорим ребятам, куда можно подаваться и в какие сроки. А в этом году к нам будут приезжать сами продюсеры фестивалей, чтобы рассказывать ребятам о том, как подаваться.

У нас уже есть выпускники, чьи работы были отобраны в конкурсные показы кинофестивалей, но не получили наград.

Кроме того, у нас харьковские фестивали уже появляются.

Недавно проходил  харьковский фестиваль Meet Docs, скоро будет фестиваль короткого метра «Бардак». Собственно, Docudays вообще родом из Харькова.

Вы как-то отслеживаете дальнейшую судьбу учеников? Если в Харькове нет кинопродакшена, куда им идти?

У нас курсы же в основном для взрослых, которые ещё где-то работают. И не всегда кино — это их постоянная сфера деятельности. А те, кто помоложе, студенты например, больше настроены зарабатывать на этом.

У нас есть те, кто попробовал и понял, что это вообще не его. А есть те, кто даже основную деятельность свернул и занимается изготовлением фильмов.

Мы поддерживаем студентов и информируем обо всех возможностях, которые знаем или с которыми к нам обращаются. Но мы же не будем их тянуть всю жизнь за собой. Дело становления человека — его личное дело.

А ты был_а на курсе от AVA? Добавляй его с помощью кнопки «Добавить курс» и пиши отзыв. Расскажи, что там было, чтоб другие не укололись тем же местом. Или посоветуй что-то хорошее, не будь жадиной.

Сергиенко Анна

 

Рекомендуем почитать:

Полная картина курсов по графическому дизайну (UPDATE)

Адепты непрерывного образования: школа «Багаж»

#ОЧКРТКО про все музыкальные курсы

 

1