Наталья Тренина и Юрий Литвиненко из компании «Scrumguides» стали одними из первых, кто оценил идею создания принципов качественного обучения взрослых — Манифеста хорошей школы. Неделю назад Наталья объявила о закрытии компании, которая обучала гибким подходам, системному мышлению, профессиональным коммуникациям и помогала проводить организационные изменения на протяжении 10 лет. Среди причин, по словам Натальи Трениной, — «иное будущее, которое желает проявиться».

СуХаРи решили пообщаться с экс CEO «Scrumguides» Натальей Трениной о пяти этапах развития мышления по модели Роберта Кигана и Лизы Лейхи, которые помогают понять специфику обучения взрослых.

«Ценность, которую может дать преподаватель, напрямую зависит от того, насколько он понимает и учитывает то, с каким человеком работает. Причем образ участника курса включает не только его потребности, но и окружение: среду работы и жизни, его взгляды, паттерны мышления, поведенческие привычки. Понимая, кто перед ним, преподаватель может подстроить не только программу, но и способ передачи смыслов: понятийный аппарат, образы, метафоры, учебные примеры. Обучение взрослых — это в бОльшей мере работа с устоявшимися убеждениями и расширение границ, чем просто передача знаний», — считает Наталья.

Наталья Тренина — специалист по личному и организационному развитию. Более 10 лет помогает украинским компаниям проводить структурные, культурные и процессные изменения на основе гибких подходов и системного мышления. Аккредитованный коуч The Leadership Profile — целостной и научно обоснованной системы оценки руководителей. Использует в своей коучинговой практике системы Immunity to Change ™ и Immunity to Change for Teams. Прошла обучение в CRR Global по программе Organization Relationship System Coaching и помогает развивать системные отношения на рабочем месте, аккредитованный Certified Scrum Trainer®, Agile-коуч (ICAgile), фасилитатор LEGO® SERIOUS PLAY®, выпускник программы развития лидерских компетенций Deep Democracy Institute.

Справка.  Роберт Киган — профессор Высшей школы педагогических наук Гарвардского университета (в 2016 году вышел на пенсию). Роберт разработал теорию развития субъектно-объектной дифференциации и порядков сознания. Он является лицензированным психологом и практикующим терапевтом, автором лекций в области профессионального развития. Лиза Лейхи тоже преподает в Гарварде. Она основатель и директор компании, занимающейся обучающими программами для руководителей. 

Согласно их модели, человек проходит следующие этапы развития:

  • Этап 1 — Impulsive mind (раннее детство)
  • Этап 2 —  Imperial mind (юность, 6% взрослого населения)
  • Этап 3 — Socialized mind (58% взрослого населения)
  • Этап 4 — Self-Authoring mind (35% взрослого населения)
  • Этап 5 —  Self-Transforming mind (1% взрослого населения)

Данные из исследований автора в блоге Natali Morad.

 

Импульсивный ум (0-6 лет)

Это первый этап мышления человека, который можно наблюдать с рождения до 5-6 лет. Если ребенок хочет пить, он топает ногами и кричит. Его действия определены этим желанием. И несмотря на любовь к родителям, в жаркую погоду он вполне мог бы обменять маму на стакан холодного лимонада.

Со временем он понимает, что окружение не одобряет такие сомнительные сделки. Но на этом этапе импульсы сильнее мышления, а желания создают поведение человека.

 

Имперский ум (6-20 лет и выше)

Человек овладел импульсами, эмоциями.
Человеком владеют нужды, интересы, желания.

Затем до 17-20 лет подрастающий человек учится контролировать свои импульсы и уже не впадает в истерику из-за мороженого. Правда, все еще остаются трудности с контролем желаний и интересов. Например, если хочется играть, то подросток будет защищать свое право на игру, не учитывая других потребностей — как чужих, так и собственных.

Что интересно с точки зрения обучения: на этом уровне фигура учителя должна быть абсолютом. Подросток, который находит изъян в преподавателе, со свойственным в этом возрасте максимализмом будет ставить под сомнение и отношения учитель–ученик, и сами знания. Намного позднее взрослый учится учиться у каждого события и человека делать собственные выводы, проверять догмы, искать рациональное зерно даже в словах людей, которым мало доверяет.

Что касается правил и отношений с другими, то человек в этом возрасте следует предписаниям не потому, что верит в них, а чтобы заслужить награду или избежать порицания.  

Социализированный ум (от 20 лет и выше)

Человек овладел нуждами, интересами, желаниями.
Человеком владеют межперсональные отношения, общность.

Эта фаза мышления у многих людей может длиться до конца жизни. Здесь в полной мере раскрывается влияние окружения, стаи. Человек — социальное существо, и его важной биологической задачей является попросту… остаться в обществе. Для этого в нашем мышлении заложены забавные, но действующие механизмы.

К примеру, обучаясь в новой группе людей, на первом занятии обычно начинаешь «сортировать» людей на интересных и не очень. И само собой, выделяются один-два наиболее «странных» участника. Я долго не могла понять, откуда во мне эта дурацкая оценка, которая возникает несмотря на осознанное желание избегать шаблонов о людях. А затем узнала, что это базовый механизм калибровки, который позволяет нам проверить, «а не я ли здесь самый странный?», и предупредить таким образом «изгнание» из общества.

По этой же причине мнение других так важно для нас в этой фазе. Мы формируем свое отношение на основе того, что скажут авторитеты, ищем самые крутые источники знаний, чрезмерно учитываем мнение своего окружения. Другими словами, окружающие создают нас.

В этот период перед человеком стоит вопрос: кому и чему доверять? Зачастую мы копируем модели поведения людей, которые являются для нас достойным примером. Здесь формируются базовые убеждения и представление о жизни, которые со временем будет очень сложно изменить.

Сертификаты. Если говорить о процессе обучения, то для этого типа мышления важны социальные доказательства, такие как мировое признание или сопричастность к доверительным источникам. Я много лет обучаю философии гибких подходов на основе Scrum. Качество наших курсов не зависит от того, являются они сертификационными, или нет. Тем не менее обучение с «удостоверяющим знаком» выбирают чаще, чем это необходимо, на мой взгляд. И зачастую в ответ на мой прямой вопрос «вам шашечки или ехать?» человек принимает решение «ехать с шашечками» — в пользу более дорогой программы.

Рекомендации. Позитивная сторона социального одобрения для меня как предпринимателя — то, что люди охотно доверяют рекомендациям авторитетов. И только если нет надежного советчика, обращаются к статистике, метрикам, обратной связи незнакомцев. Если человеку нужны цифры, мы стараемся их дать, хотя сами не слишком доверяем их доказательности. По этой же причине приходится в анонсах приводить описание всех возможных регалий. Выглядит нескромно, но это важно для тех людей, которые хотят опереться на них в своем выборе.

Инструменты. Третий пример: желание получить инструменты и практику, но не углубленное понимание и взгляды. Сейчас довольно много курсов, которые предлагают узнать, что угодно «за час». Давайте проследим это на простом примере техники «фидбек-гамбургер». Вам нужно дать обратную связь? Просто похвалите человека, затем дайте порцию критики и в конце снова похвалите! Легко?

В итоге любитель быстрой техники вызывает в своем окружении примерно такую реакцию: «о, хвалят, значит сейчас дрючить будут». А все богатство обратной связи, как способа совместного развития людей, остается заблокированным. Я не берусь обучать тонкому искусству обратной связи меньше чем за день, и даже из полудневных ознакомительных мастер-классов участники выходят с объемным «домашним заданием». Почему так интересны инструменты? Потому что их можно использовать как магический амулет или артефакт героя, вдохновляя последователей и побеждая врагов.

Человек в этой фазе сосредоточен на том, чтобы обезопасить себя, подтвердить свое достоинство и покорить свое окружение.

 

Самоавторствующий ум

Человек овладел отношениями, чувством общности.
Человеком владеют создание себя, идентичность, идеология.

В этой фазе человек сам определяет себя и формирует свое окружение. Мы можем видеть примеры лидеров нашего времени, которые силой своего влияния меняют мир, в котором мы живем. Это фаза пронизана полной ответственностью за свою жизнь: человек больше не ищет оправданий извне, постоянно проверяет свои ограничения, как внешние так и внутренние. На таких сильных примерах, как жизнь Махатма Ганди, мы можем видеть, как сознание определяет форму, а не наоборот.

Но на этой фазе человек все еще остается привязан к своим идеям, своей воле, идеологии, которой следует или которую создает. Ему сложно усомниться в созданном образе себя или подставить под сомнение созданные им ментальные конструкции.

По разным источникам лишь 28–30% взрослого населения способно «повзрослеть» до этого уровня. Чтобы добраться даже на это ментальное плато, необходимо сильное намерение и много практики. Мероприятия, приносящие такие результаты, мы называем трансформационными. Они затрагивают не только голову, но сердце и руки. Знание (интеллект), понимание (мудрость) и воля (действие) создают целостный опыт, который помогает человеку перейти от социализированного мышления к самоавторствующему.

 

Самотрансформирующийся ум

Людей с этим типом мышления крайне мало — 1–2% взрослого населения. Такой человек не захвачен идеей себя и рассматривает все, что проявляется, как равные и взаимообусловленные части целого. Поэтому второе название этого уровня — взаимозависимый.

Роли, занятия, миссия и призвание больше не сковывают человека. Он свободен выбирать себя и свои проявления без привязанности к созданному образу. Такие люди могут удерживать в уме много идей и взглядов одновременно, строить свои модели, выходить за их рамки, ставить под сомнение, отказываться, развивать и т.п. Путь к этому уровню предполагает сильную внутреннюю работу над идеей себя или «эго». Это фаза высшей свободы — свободы от внутренних ограничений и жестких представлений о мире. Кроме этого, пройдя самоавторствующую фазу мышления, человек готов полностью принимать авторство других.

Такими качествами могут обладать духовные мастера, старейшины общин, современные мыслители, которые развивались не только интеллектуально, но и духовно. Встреча с таким человеком большая удача, ведь мы лучше всего обучаемся на живом примере.  

 

Что дальше? В следующем гостевом посте я поделюсь наблюдениями об особенностях перехода с третьего на четвертую фазу. И для тех, кто желает инструментов и практик, поделюсь тем, что помогает мне отслеживать поведенческие привычки и задумываться над их первопричиной — убеждениями.

Дизайн главной картинки: Алеся Гужва

Рекомендуем почитать:

Полная картина курсов проектных менеджеров в IT

«Опускаться на уровень подопечного и не учить, а наставлять»: колонка ІТ-ментора Алексея Радченко

Перевірити навчальні курси тепер можна з Маніфестом хорошої школи

2