Гостевая статья от Алины Смирновой и Ольги Бабиной.

Для чего компаниям нужны комьюнити? С какими рисками они сталкиваются? И как взрастить зрелое сообщество, которое не  разойдется после первой встречи? Об этом рассказывают специалисты из Epam Kharkiv Оля Бабина и Алина Смирнова. В статье они предлагают разобраться с «внешними» и «внутренними» комьюнити и сформировать мнение о необходимости их создания.

Оля Бабина

Event Specialist & Community Manager @ EPAM в Харькове.

Развивает 14 Engineering Communities в компании, координировала сеть 14-ти клубов CEO, PM, Sales в Украине и за её пределами. 

Зачем и как участвовать в специализированных комьюнити?

Слово «комьюнити» очень активно привязалось к IТ много лет назад и не теряет своей популярности и сейчас. На это есть несколько причин. Первая, и основная, это культура «делиться опытом/знаниями», которую мы позаимствовали или которая привилась естественным образом от западных заказчиков. Вторая причина — это потребность в общении «по интересам». Когда статей по программированию было намного меньше, чем сейчас, оффлайн-встречи специалистов были особенно ценными для обмена информацией и нетворкинга.

Что такое внутреннее комьюнити и в чём его ценность?

Начну издалека. Сегодня рынок образовательных мероприятий растёт с сумасшедшей скоростью. Люди посещают конференции, митапы, воркшопы с очевидными целями — получить знания, вдохновение, перенять опыт. Но! Есть и не очевидная мотивация — это стать частью профессионального комьюнити. Так эволюционно сложилось, что человек стремится стать частью группы людей, потому что вместе идти по жизни спокойнее, увереннее, интереснее. Поэтому и ходим мы на мероприятия отчасти для того, чтобы хоть на 1 день почувствовать себя частью сообщества единомышленников. Комьюнити же, в отличие от краткосрочного мероприятия (двухдневной конференции, например), действует на постоянной основе, и человека не покидает чувство, что он, условно говоря, «обрёл свой профессиональный дом». Кроме того, участие в комьюнити даёт возможность прокачаться в таких скиллах, как нетворкинг или социальная активность, публичные выступления, лидерство.

Для чего комьюнити нужны компании или проекту?

Комьюнити даёт две выгоды, которые получают компания и специалист:

  1. Специалист идёт в компанию, потому что в ней есть комьюнити и он заинтересован стать частью группы профессионалов.
  2. Специалист может не захотеть уходить из компании, потому что он привязан к сообществу, оно даёт ему больше, чем бы он получил где-то в книгах, на мероприятиях или с коллегой за чашкой кофе. 

Риски, с которыми можно столкнуться, создавая комьюнити

Как показывает мой опыт, комьюнити нельзя запустить и оставить на произвол. Оно не будет жить, если в него регулярно не подкидывать топлива. 

Своим опытом создания и развития комьюнити я делюсь на митапах. Даю конкретные шаги, которые помогут в развитии комьюнити внутри компании.

Алина Смирнова

Marketing Specialist @EPAM в Харькове 

Рассказывает о внешних комьюнити

 

Как формируются внешние комьюнити?

Комьюнити формируются энтузиастами или группой активных заинтересованных ребят. Как правило, создаются локальные чатики, регулярно проводятся встречи. Формат этих встреч может быть совершенно разным, начиная от классического выступления на митапе до посиделок и обсуждения тем в баре. Например, есть известное комьюнити PivoRak по Ruby, участники которого встречаются за пивом и раками.

Но у сообществ есть особенность: как только энтузиазм/время/возможности у инициаторов пропадают, встречи перестают быть регулярными, а то и вовсе пропадают. Примеров таких много, но сейчас не о них. Именно эта особенность стала двигателем того, что компании сами заинтересовались в организации сообществ и соотвественно, регулярных митапов.

В чем принципиальная разница между комьюнити, которое организовывает энтузиаст(ы), от того, которое драйвит компания?

Компания берет на себя расходы по организации, сама декларирует, какой контент производить и каких спикеров приглашать, и, как правило, использует мероприятия как платформу для хайринг-активностей. Что в целом справедливо. Комьюнити, которые создаются независимыми специалистами, живут за счет спонсорства компаний, платных билетов для участников. Спикеры выбираются методом голосования или по приглашению ребят.

IТ-компании выбирают для создания комьюнити те направления, где они особо сильны и в которых есть экспертиза и люди, готовые поддержать контентом. Сейчас популярны направления — Java, AQA, Big Data, DevOps, JS, Mobile, Design, BA, Blockchain.

По моим наблюдениям, локальные узкоспециализированные мероприятие в рамках сообществ имеют не меньшее значение, чем, к примеру, масштабные всеукраинские конференции. На митапах можно послушать/обсудить трендовые темы, разложить практические кейсы, познакомиться и пообщаться с коллегами или даже попробовать себя в роли спикера. Кроме этого, если есть интерес к компании-организатору, можно обсудить открытые вакансии и лично познакомиться с рекрутерами компании.

Считаете, что нет смысла тратить время на мероприятия, а полезнее будет почитать книжку или посмотреть видео на YouTube? 

Если у вас действительно богатый опыт за плечами, то многая информация может быть действительно уже вам знакома. Но именно на мероприятиях мы все способны находить инсайты, идеи, решения своих рабочих задач, что делает их практически незаменимыми. А если вы еще начинающий специалист, то участие в тематических митапах только ускорит процесс профессионального роста.

Подводя итоги, хочу сказать, что участие в локальных комьюнити — прекрасная возможность для нетворкинга, получения знаний или, наоборот, шеринга своего опыта, если вы пробуете себя уже в роли спикера.

 

Рекомендуем почитать:

Войти и остаться. Можно ли выучить Java без ІТ-курсов?

Чёткий план, как не скучать на конференциях: колонка HR-менеджерки Ларисы Жилиной

Стартовало тестирование Hard Skills Exam для Junior QA специалистов. Есть первые результаты

1