У СуХаРей в фильтрах поиска курсов есть вопрос о филиалах. Чем больше сеть, тем больше шансов, что качество услуг стандартизируют и оно удержится на уровне.

Школа и коворкинг «Spalah» – один из самых крупных игроков ІТ-образования в Харькове, который работает в трех филиалах и двух городах. «Спалах» вырос из стартапа и за прошлый год выпустил 1600 студентов в Харькове и Днепре. У команды есть мысли и идеи о том, как удерживать качество образовательных услуг и делать из образования бизнес, а не хобби. Читайте интервью СуХаРей с Сергеем Белобровом, основателем и СЕО образовательного хаба «Spalah».

 

Учеба для карьеры, а не сама по себе

Как обычно спрошу, какие проблемы сейчас есть в IT-образовании? И что сейчас болит у Spalah, над чем работаете?

Мы сейчас переходим от базовых курсов к специальным и углубленным, которые нужны для работы в компании. Еще начали учить soft skills, которые у нас зря недооценивают.

У вас же был сross-курс (обучение в команде со студентами с разных курсов – прим.автора). Почему сейчас не проводите?

Да, такой эксперимент мы проводили. Находили заказчика и объединяли студентов в команды. Эксперимент продлился больше года, но не удался. Думаю, проблема была в том, что люди не работали на общий результат, а выполняли строго свою задачу. От студентов слышали, что, мол, мы сделали то, что написано в техническом задании. Кстати, тогда поняли, что софт скилы (навыки коммуникации и менеджмента – прим. автора) играют очень большую роль только для выполненного проекта. Поэтому пробуем больше учить этому.

Cross-курсы мало кто проводит, думаю, это общая проблема для всех школ в Украине. У выпускников нет опыта и поэтому возникает пропасть между реалиями и тем, что происходить в бизнес-команде.

В команде пока не учат работать. Как только кураторы курсов в совершенстве научатся имплементировать это в процесс, все начнут этим заниматься.

Зарабатывать, обучая  других, – возможно? Или это задача для формирования комьюнити или других более приземленных целей?

«Все зависит от мультипликатора», говорит Сергей. Множить слабую систему – бессмысленно.

Я просто за подход, когда делаешь сеть фастфуда, а не просто хорошие бутерброды для друзей. Дело в системном подходе.  Мы ориентируемся на бизнесовый подход. Хотя другие курсы часто не думают об этом.

Чтобы реализовать бизнес-модель, мы ищем максимально эффективные процессы. Поэтому ищем, как еще больше улучшить систему и автоматизировать, тратимся на это. Образование – это хорошее хобби для многих людей, и учеба от этого не хуже. Но наш выбор –  сделать из этого бизнес.  

А может, дорожную карту?

Кого же готовят IT-курсы?

Курсы формируют ожидания, но не профессию. Это нужно объяснять как домохозяйкам, так и выпускникам технических вузов. Пока еще нет стандартов на учебу и четких критериев для специалистов. Даже клиенты не понимают, что будет дальше со студентами, которые только-только отучились. У нас была цель написать дорожную карту и компетенции. Взялись делать это с IT Cluster Kharkiv и бизнесом. Так будет видно, что с нулевым уровнем в программировании можно стать php-специалистом (после пяти курсов, а не одного). Другое дело — выпускник компьютерной специальности вуза: стартуешь не с первой позиции на дорожной карте, а, скажем, с 3-ей.

Подход глобальный и противоположный сложившемуся имиджу образовательной индустрии. В основном же все думают, что как только отучился, сразу попадаешь на работу.

Ты, права, поэтому мы принципиально изменили понимание того, что есть нашим готовым продуктом и кто — клиент. Теперь мы считаем продуктом — знание и навыки у студента, а клиентом — ІТ-компанию. Так мы начали тестировать «сырье», то есть человека, который собирается учиться. На входе узнаем уровень знаний, мотивацию и способность открываться новому.

У нас не ресторан, куда ты приходишь как клиент. Мы просим студента понять, что он продукт, который будет качественным или просто стоящим только тогда, когда клиент, то есть компания, готова взять его на работу.

 

Преподавать в «Spalah»: зарплаты и условия

Какая же у вас текучка среди тех, кто формирует продукт? И какие требования к учителям?

Про текучку не могу сказать. А вот чтобы попасть к нам преподавателем, нужно быть достаточно хорошим специалистом и уметь обучать не только теорией, делиться практическим опытом.

На курс по базовым темам, например, HTML, мы готовы взять верстальщика с опытом работы около двух лет. А для более сложных программ – от 5 лет работы и опытом наставничества или менторства.

А как решили, что такой стаж нужен?

Наша методология отбора – это проверить hard skills, то есть профессиональные навыки, и быть уверенным, что преподаватель может рассказать про ситуации, которые ему удалось решить. После кучи наших ошибок, мы решили, что самый продуктивный метод обучения – кейсовый.   

А ты сам преподаешь?

Я пока преподаю одну тему для подростков: основы IТ -предпринимательства и стартапы. Я почти никогда не преподавал, всегда был менеджером.

Курс обычно ведет один преподаватель? Кстати, какие зарплаты?

У нас почти все курсы читает один учитель. Зарплата у наших преподавателей разные по уровню, в среднем ставка 10-15$ за час, то есть средняя по индустрии.  

По нашей концепции за учебу должна платить компания и диктовать свои условия. Мне бы хотелось, чтобы через 5 лет все пришли к этому.

 

Хотите помогать курсам в «Spalah» становиться лучше? К каждому курсу на СуХаРях можно написать отзыв. Не сдерживайте недовольство от недоработанности программы или плохой организации процесса обучения. Или, наоборот, поделитесь своими хорошими впечатлениями. Любой отзыв важен, так как он формирует рейтинг курса.

Світлана Охович

«В Украине нет модели профессиональной компетенции. Школы готовят сферического коня в вакууме»

1