В статье Алексей Радченко, сооснователь Raccoon Gang и глава образовательного комитета Kharkiv IT Cluster, поделился опытом создания обучающих курсов, рассказал о сложностях перехода в онлайн и деталях формата, а также привел плюсы и минусы внедрения онлайн-курса.

Часть вводная: сторителинг, который можно пропустить

В 2014 году меня уволили с менеджерской должности из компании Wargaming. Тогда я решил использовать свои достаточно актуальные знания в web-разработке на Python и Django и заняться преподаванием на профессиональном уровне. На тот момент у меня уже был опыт работы в университете, школе и на небольших айтишных курсах. По моим ценностям и подходам к обучению, мне срезонировало предложение от Паши Обода. Нужно было сделать курс по Python в его проекте ITBursa.

Не важно, что я там преподавал (классический курс «from zero to hero», цель которого — войти-в-айти), важен сам процесс того, как я это делал. На тот момент, как и до недавнего времени, традиционный подход заключался в том, чтобы “мариновать” людей 2-3-х часовой лекцией в аудитории в вечернее время после работы. Так поступил и я. Сделал презентации по всем темам курса, прогнал материал, чтоб не лажать во время live-demo и вошел в двухмесячный марафон начитки, придумывания домашек и их проверок. (Честно говоря, для этой части работ у меня был помощник Владимир Бергман, а потом Оксана Слюсаренко).

Стало очевидно, что нужно как-то управлять выдачей заданий студентам и статусами их “домашек”. Для этого Паша предложил сервис на триалке, который в принципе выполнял свою работу. Но этого было мало, а всякой рутины и ручной работы было очень много. К середине курса я осознал, что 2-3 часа 2 раза в неделю в вечернее время после работы — это сложно. В первую очередь мне! Студентам тоже было не сахар, регулярно на лекциях кто-то засыпал. Чтоб хоть как-то это полечить, мы начали записывать видео. Так студент мог вернуться к теме с более свежей головой при выполнении домашек. Но несколько кусков видео по часу — это не очень удобно. Словом я решил, что во второй раз так вести курс не хочу и не буду. 

Платформы для онлайн-курсов

В это же время, (это совсем отдельная история) я с партнером стартовал компанию Raccoon Gang. Идея заключалась в том, чтобы предоставлять сервисы по интеграции и кастомизации Open Source платформы для массовых онлайн-курсов Open edX. В мире как раз отгремел хайп по поводу открытых онлайн-курсов на платформах edx.com и Coursera, а у нас только начинал свою деятельность Prometheus. Я проходил несколько курсов на этих платформах и был восхищен их форматом. Open edX — это именно то решение на котором построены Prometheus и edx.com.

Решение о том, что я хочу делать свой курс с правильным инструментарием пришло быстро. Развернули платформу и начали делать курс как MIT, с видеолекциями и автоматической проверкой кода домашних заданий. Подглядывая как проводят онлайн-курсы другие и сравнивая с нашими реалиями, я пришел к формату, с которым потом работал 4 года.

Формат онлайн-курса

Мы начали с «перевернутого класса» :

  • вся теория онлайн. Видео записи скринкастов, когда новая информация тут же иллюстрируется примерами в консоли или редакторе. Цель студентов — понять и повторить у себя. При этом видео разбито на небольшие кусочки. На каждую подтему отдельный ролик длинной 5-15 минут. В результате студентам легко находить нужную информацию при выполнении домашек и повторениях. К каждому видео идет текстовое описание этого же материала. Таким образом, не пересматривая видео, можно освежить тему. Каждая тема закрепляется автоматическим тестом на понимание теории. 

  • домашние задания онлайн. Каждую неделю выдается два домашних задания, которые подразумевают написание кода. Данный код нужно писать тут же в окне браузера и он проверяется автоматически. Т.е. студент не ждет пол-недели или неделю пока получит обратную связь от лектора или ассистента курса, а сразу видит трейсбек с синтаксической ошибкой или сообщение о не пройденном тест-кейсе.
  • материал выкладывается постепенно. Одна большая тема раз в три дня, к каждой теме домашка и строгие дедлайны на тесты и сдачу домашек. Не успел в дедлайны два раза — отчислиться с курса. Это было фишкой ITBursa, но это логично. Пришел учиться — учись вместе со всеми! Никто не будет возвращаться к материалам прошлой недели, если ты отстал и у тебя какие-то проблемы или вопросы.
  • В аудиторию студенты приходили уже с целью разбора ДЗ и своими вопросами. Эти вопросы накапливались с прошлой встречи или не были полностью разобраны текстом в чате и форуме. Так же я разбирал решения с точки зрения соответствия стандартам Python и правилам идеального кода, потому что писать на Python — это отдельное искусство. А еще плюс чай-кофе-печеньки — личный эмоциональный контакт.

С таким подходом курс стал более интенсивным и эффективным. И без того хорошо организованная мотивация ITBursa стала еще выше. Каждый день что-то происходило: появлялся новый контент, тесты, домашка, дедлайн по домашке, оффлайн встреча в аудитории. Было очень драйвово. 90% студентов успешно завершали курс и получали сертификат. В следующих итерациях на курс стали подписываться студенты из других городов. Параллельно оффлайн встречу транслировали онлайн с монитора и камеры. 

Через пол-года Илья Климов в рамках JSBursa собрал поток около 200 студентов по аналогичной технологии. Выкладывались записи лекций, велась проверка домашек онлайн, коммуникация со студентами в чатах, оффлайн встречи с трансляцией по нескольким хабам в других городах, где студентов встречали ассистенты курса. К сожалению либо Python не настолько популярный, либо я не настолько популярный, как Илья, но у меня максимальный поток собирался всего в 70 студентов. Через год я отказался от формата оффлайн-встреч полностью. Они превратились в вебинары. Примечательно, что в эффективности обучения и отзывах курс при этом не потерял.

Для перехода в онлайн понадобилась большая подготовительная работа. Первый раз вместо лекций в аудитории я записывал скринкасты и выкладывал их на платформе. Ассистенты создавали автоматические тесты и “проверялки” для домашних заданий. Это сложная и интенсивная работа. У меня, как и у студентов, тоже были дедлайны — сроки когда должен появляться новый материал строго определены. Зато второй и третий прогоны курса требовали только его поддержки в виде онлайновых встреч или вебинаров и поддержки в чатах и на форуме. Т.е. после записи, можно было без большого напряга вести несколько потоков параллельно.

Плюсы перехода в онлайн

Плюсы от перехода в онлайн для меня всегда были очевидны. Не нужно по сто раз рассказывать одно и то же разным людям. Происходит автоматизация рутины и трудозатрат на лекционное время и проверку домашек, повторное использование материала, размер группы не ограничен размерами аудитории, более вовлеченные студенты, можно работать над курсом в удобное время в удобном месте, быстрая обратная связь. 

Минусы и критика 

— Большие разовые трудозатраты и технический порог входа, как на освоение инструментария, так и на видеопродакшн (каюсь, в качестве видео и звука я так и не достиг совершенства). Необходимость регулярно переснимать материал лекций, так как технологии не стоят на месте и нужно апдейтить курс на новые релизы. Я это делал раз в полтора года. 

— Отсутствие контакта с аудиторией. Для многих преподавателей главное в процессе обучения — это эмоциональный отклик и благодарность учеников. В онлайне этот кайф поймать сложно. Чтобы вкладываться в онлайн, нужно иметь хороший маркетинг и продажи. После того, как Паша Обод перестал заниматься проектом, я самостоятельно так и не освоил магию продаж. Максимум, что я смог собрать — группу в 20 человек, а всегда хотелось 200. 

Еще есть критика по поводу того, что учиться онлайн тяжело и мало мотивации, до конца курсов доходит всего 5% человек. Это верно только для бесплатных открытых курсов, которые идут без сопровождения инструктора, без обратной связи и организации групповой динамики; когда всякие зеваки проходя мимо репоста про онлайн курс, заходят, регистрируются и больше никогда его не открывают (я лично так подписан на сотню курсов).

Кризис — это всегда шанс перестроиться 

За прошлые пять лет я регулярно пытался «продать» этот подход к онлайн-обучению IT-курсам, но им было хорошо и без онлайна — традиционные вечерние лекции работали. Так же я пытался прибиться со своим курсом и подходом в существующие IT-курсы в качестве преподавателя (как локальные Харьковские, так и те, которые имеют представительства в нескольких городах), но ради одного меня никто не хотел менять свои процессы и бизнес-модели. Отдельные преподаватели, которых я пытался привлечь к себе в ITBursa, либо в принципе не хотели работать онлайн, поскольку не хотели терять связь с аудиторией, либо сливались вначале проработки материала курса. Ведь дисциплина — вещь тяжелая.

Два года назад я провел последний набор. Больше курс не переснимал и уже не буду. Но, кажется, сейчас наступил тот момент, когда мой опыт может быть полезен для всех курсов сразу :). Переходите в правильный онлайн. Онлайн-курсы — это не просто прочитать свою лекцию в формате вебинара, и не выложить на youtube часовую запись лекции в аудитории. Такой пример — явная халтура тех, кто освоил традиционный формат, но дальше развиваться лень, поэтому они записывают то, что есть, а вы уже “кушайте”. Кризис — это всегда шанс перестроиться, найти новые форматы и подходы, получить новое качество образования и бизнеса. Эти форматы и подходы останутся актуальными даже по окончанию кризиса.

Автор: Алексей Радченко

Рекомендуем почитать:

СуХаРи провели форум неформального образования и представили новый проект

Топ EdTech-трендов 2020 года для высшего образования и не только

“Source IT”: место, где готовят будущих айтишников?

Все обучающие центры в Полтаве 

Все актуальные курсы в Сумах 

2