Александра Руденко на встрече СуХаРи Club сформировала понимание того, как работает учебная мотивация и как ее добиться преподавателю. Для этого она выделила 7 инструментов.

Александра Руденко,

руководитель Учебного центра Александры Руденко, образовательный консультант, практический психолог, тренер, арт-коуч, учитель-методист.

 

 

Нет деятельности — нет мотивации

По словам Александры, мотивация неразрывно связана с деятельностью. То же касается и учебной мотивации: она возникает в процессе обучения. То есть, если вы находитесь вне деятельности, то о мотивации не может быть речи. Мотивация возникает автоматически, когда люди что-то делают. А вот без силы воли не будет деятельности. Она, как и мотивация, начинается со слов «я должен». Далее нужно говорить себе «я хочу и я могу». Заканчивается  мотивационная беседа всегда одинаково — словами «Вперед!». Мотивационная беседа поможет увидеть разрывы и понять,совпадают ли эти три компонента. Педагог может помочь осознать желания, но делать человек будет сам. На качество мотивации влияет отсутствие опыта. Поэтому мотивировать легче детей, чем взрослых. У последних уже есть опыт и чаще всего он негативный.

Педагоги vs психологи: откуда непонимание?

Хуже всего мотивация внедряется педагогами от психологов. Они получают знания, но не могут их применить. Педагоги работают только с внешней мотивацией ребенка. Внутренняя мотивация — это личное дело каждого организма. Объектом работы психолога является психика конкретного ребенка. Педагоги работают с коллективом, то есть с совокупностью личностей. Поэтому зачастую педагоги не знают, что делать с тем знаниями, которые дает психолог.

«Я просто могу в толпе выделить холерика, но что с ним делать я не знаю», — признается участница мастер-класса.

Такого ребенка всегда нужно чем-то занимать.

«Когда-то к нам привели очень буйного, активного ребенка, который очень хотел, чтобы его замечали. У него были проблемы с дисциплиной. В этой ситуации мы придумали “звездочки успеха”. Их может получить на занятии каждый ученик за соблюдение правил, которые установили на уроке, за домашнее задание, самостоятельную работу и активность на уроке».

Этот список должен быть четко оглашен, и дети должны четко знать, за что им дают награду. Ему нужно неотступно следовать, а это уже вопрос дисциплины, которая тоже мотивирует ребенка поступать  правильно. Вообще задача педагога — научить жить среди людей, выполнять правила и делать то, что ребенку вообще-то не хочется. И мы должны понимать, что любая педагогика — это насилие над личностью, и нужно к этому относиться по-философски. 

Враг мотивации

Враг мотивации — перемотивация. В этом случае лучше приостановить процесс обучения на время. Ребенок может хотеть учиться, но его организм не будет успевать за всеми желаниями. От их избытка может просто «выключиться» организм. Например, ребенок просто начинает болеть или не делать домашнее задание, хотя понимает, что ему это нужно. И главное, если ваш ребенок ленится — это не его характеристика, а побочный эффект. С его причинами нужно разбираться психологу. Ленивых людей не бывает — это лишь защитная функция организма.

Задача педагога

«Если педагог создал нормальные здоровые отношения в коллективе, помогал детям между собой договариваться, устанавливал правила и руководил процессом, то у детей будет мотивация приходить кнему учиться, — поделилась Александра. — Поэтому если вы отдаете ребенка в школу или ищете себе педагога, то обращайте внимание на то, как он выстраивает отношения».   

Дети могут ходить на занятия только потому, что там классно и созданы здоровые отношения в группе и с преподавателем. А если педагог орет — отношения не выстраиваются. Среди других инструментов мотивации Александра выделяет:

Работа с мотивацией начинается с первого пункта, далее  анализируется каждый из них. К примеру, пункты 1 и 2 направлены на прояснение ситуации относительно отношения и окружения. Педагог выясняет, что происходит с ребенком дома и в школе. Для деятельности нужна, например, маленькая победа или мотивационная беседа. Обратная связь содержит эмоции, которые подпитывают ученика и мотивируют на деятельность. И даже не важно, какая это эмоция — хорошая или плохая. Контроль —  это, наоборот, не про эмоции. Он отвечает на вопрос, да или нет. Не ко всем аспектам жизни ребенка педагог имеет доступ. Но нужно понимать, что педагог уже влияет на его жизнь. Поэтому, как говорит Александра, «просто делайте честно свою работу и все».
СуХаРи проводят встречи со спикерами каждый понедельник! Следите за нашими анонсами в Facebook.
 
Автор: Мария Шмегировская
 

 
Рекомендуем почитать:

Групповое обучение: стратегии для преподавателя

Kharkiv Edu Forum: исследование кластера

Sukhari Club: комьюнити непрерывного образования

1